Празднование юбилея глазами очевидца

Празднование юбилея

глазами очевидца

Вечером 3 июля со станции Иркутск-Пассажирский отправился эстафетный поезд по маршруту «Иркутск-Тында-Иркутск» на празднование 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В одном из вагонов поезда ветеранской организацией ВСЖД было предоставлено место и мне – ветерану строительства БАМа и БАМа-2.

Начиная со станции Тайшет (а это по факту так называемый нулевой километр БАМа), наш поезд встречали коллективы железнодорожников, простые жители городов и посёлков музыкой духовых оркестров, праздничными концертными программами. Стоянки нашего поезда составляли от 1,5 до 6 часов. На станции Лена (город Усть-Кут) принимали участие в открытии нового железнодорожного вокзала, построенного в честь 50-летия БАМа, а также был организован телемост с главой РЖД О.В. Белозёровым, который поприветствовал нас, интересовался, как движется поезд, имеются ли у нас какие-либо нарекания или замечания по нашему обслуживанию в пути следования.

В моём вагоне ехал Герой Социалистического Труда Виктор Иванович Лакомов – легендарный командир первого отряда комсомольцев, которые прямо с XVII съезда ВЛКСМ отправились в апреле 1974 года на строительство этой значимой для современной России стратегической железной дороги. Виктор Иванович оказался интересным собеседником, который очень много рассказывал нам фактов и историй, связанных с началом строительства БАМа.

Вторым интересным собеседником был бамовский поэт-песенник Павел Михайлович Толмачёв, который сам сочинил и положил на музыку 45 песен, посвящённых БАМу – в 90-е годы Павел Толмачёв работал проводником пассажирских вагонов в пригородных рабочих поездах на Северобайкальском отделении БАМа. Он тоже много житейских историй знает непосредственно из уст рабочих, которых перевозил.

На станциях Таксимо (Бурятия) и Куанда (Забайкальский край) я повстречался с друзьями и товарищами, с которыми строил БАМ, а затем вместе работали на нами же построенной дороге (в Таксимо я прожил 10,5 лет, на станции Куанда — 17 лет). Знаковая остановка нашего поезда была и на разъезде Балбухта, где 29 сентября 1984 года произошла историческая встреча двух путеукладчиков: один шёл на запад со стороны Тынды, другой – на восток со стороны Байкала. В тот день на Центральном участке БАМа Байкало-Амурская магистраль стала единой дорогой. Там установлена памятная стела, символизирующая это событие.

Утром 8 июля наш поезд и одновременно праздничный поезд, пришедший из Хабаровска, под приветственные гудки живого паровоза прибыли на перрон железнодорожного вокзала Тынды. На привокзальной площади прошёл торжественный митинг, на котором присутствовали глава РЖД О.В. Белозёров, советник президента России И.И. Левитин, начальник ВСЖД В.Ф. Фролов, председатель общероссийской организации «Бамовское содружество» Е.В. Басин и другие официальные лица. По окончании митинга ветераны БАМа возложили цветы к памятнику Виктору Петровичу Мирошниченко, сержанту железнодорожных войск, который ценой собственной жизни в октябре 1941 года взорвал железнодорожный мост, остановив на некоторое время стремительное продвижение немецко-фашистских войск к Москве. Именем сержанта Мирошниченко в апреле 1984 года был назван железнодорожный разъезд на Восточном участке БАМа, где произошла «серебряная» стыковка БАМа — Центрального и Восточного участков.

После этого мы пришли на городскую площадь, носящую имя 25-летия строительства БАМа. Там в торжественной обстановке был открыт монумент-памятник, посвящённый 50-летию БАМа. На масштабном барельефе можно увидеть основные моменты жизни бамовцев – отправление поезда с комсомольцами на БАМ, укладку рельсов, пуск первых пассажирских поездов, заготовку леса и песни под гитару. На отдельном постаменте разместились скульптуры строителей БАМа – собирательные образы комсомольцев, военных железнодорожников и гражданских строителей. Барельеф отлит из бронзы, автор памятника – народный художник России Салават Щербаков. Некоторые жители Слюдянки могли видеть этот барельеф, когда его везли в Тынду на автотрейлере. После этого мероприятия состоялся парад ретротехники, принимавшей участие в этой стройке, а ветераны-бамовцы прошли пешим парадным строем по центральной улице Тынды, носящей название Красная Пресня (город Тынду строили строители-москвичи, вот они и давали новым улицам города свои московские названия).

Вечером для ветеранов БАМа и жителей города Тынды прошёл великолепный гала-концерт под открытым небом. Ветераны строительства располагались на высоких трибунах, на которые нас пропускали по спецпропускам. Поздно вечером под грандиозный праздничный салют мы отправились в обратный путь и в Иркутск прибыли в 8 часов 12 июля.

Андрей Козейчук.

На фото: Балбухта.