Город, рожденный Транссибом

Слюдянка

Город,

рожденный Транссибом

Депутат Думы Слюдянского городского поселения А.В. Плохотнюк в статье «Размышления о дне рождения Слюдянки», опубликованной в районной газете «Славное море», высказал обоснованные сомнения в правильности установленной даты рождения нашего города. Сомнение, высказанное А.В. Плохотнюком, состоит в том, что дата присвоения рабочему поселку Слюдянка статуса города в 1936 г. не является датой рождения города Слюдянки, так как в день присвоения «новорожденному» статуса города, «карапуз» уже был с бородой и успел обзавестись семьей в 14500 человек.

В данной ситуации необходимо разобраться в двух вопросах: какова действительно дата рождения или основания Слюдянки и кто её основал?

Дата основания любого города определяется по двум признакам: первый – датой возникновения города как населенного пункта может считаться дата только при условии доказанности его непрерывного существования от древности до наших дней, его первое достоверное упоминание в письменных источниках. Есть еще одно доказательство постоянного проживания – это установка часовни или церкви. Согласно этому признаку ни острог И. Похабова, ни добытчики слюды, ни сомнительная информация о почтовой станции не зародили мало-мальского населенного пункта на месте сегодняшней Слюдянки. Ни один из исследователей Прибайкалья – Б.И. Дыбовский, И.Д. Черский, В.А. Годлевский, работавшие в этом регионе в конце ХIX века, не упоминают наличие признаков населенного пункта в районе р. Слюдянки. Второй признак основания населенного пункта – это либо указы государей или законодательные акты правительства: в основном все города родились по этому признаку. Иван Грозный отправлял в Сибирь казаков осваивать новые пути, строить города, Петр I лично основал Санкт-Петербург в 1703 г. и строил город. По указам Екатерины II основали Херсон в 1778 г., Симферополь в 1784 г., Севастополь в 1783 г., Одессу в 1794 г., Краснодар в 1793 г.

При строительстве Транссиба появились 87 станций, так как через определенные расстояния необходимо было строить станции для обеспечения паровозов водой, углем, дровами, песком, менять паровозные бригады, обслуживать подвижной состав, следить за состоянием рельсового пути. Индустриализация, экономическое чудо XX века, родила тысячи новых населенных пунктов, например: Магнитогорск, Медногорск, Норильск, Комсомольск-на-Амуре и т.д. В послевоенные годы государственная необходимость родила такие города в Восточной Сибири, как Ангарск, Байкальск. Строительство Байкало-Амурской магистрали также дало жизнь многим городам. День рождения, или дата основания этих городов, не вызывает вопросов. Так как существуют правительственные решения о необходимости строительства городов и существуют даты.

День рождения г. Слюдянки, или дата его основания, указана точно – 1899 г. по решению Комитета по строительству Транссиба. Сразу же после решения о строительстве г. Слюдянки начинается работа: составление проекта вырубки площадки, подсчет затрат, обустройство городка для рабочих, общепит, складские помещения, мастерские для хранения и ремонта инвентаря, инструмента, обязательно часовня, баня и еще множество вопросов. Расчеты должна проверить, утвердить, решить, когда и сколько изыскать денег на все подготовительные работы, комиссия. Если решение было принято в 1899 г., то эта дата считается днем основания города, так как с этой даты уже начинается работа. А то, что в 1901 г. уже начали рубку леса, то это очень хорошо. Вообще, Транссиб строился очень быстро, и причиной была ожидавшаяся война с Японией, которая произошла в 1904 году. России срочно была нужна дорога к Тихому океану.

Вопрос с установлением даты рождения города обычно не вызывает вопросов – сложнее с установлением основателей (основателя) города. И до сих пор многие города спорят по этому поводу. Существует версия, что бывший в то время министр путей сообщения М. Хилков лично дал указание строить ст. Слюдянка на сегодняшнем месте, хотя первоначально предлагалось строить ж/д станцию на 4-м участке в Култуке. Но из-за протеста култучан по поводу предоставления этой площадки пришлось выбрать другое место. Кто имел законное право дать указание перенести площадку строительства на новое место? При любом строительстве законное право вносить изменения, даже на метр, может только начальник строительства. Министр путей сообщения М. Хилков если и имел возможность предложить новое место, то только косвенно, но не официально. М. Хилков, как министр путей сообщения, должен принять объекты в эксплуатацию после строительства. Принять решение о выборе новой площадки для строительства станции Слюдянка мог только начальник строительства Кругобайкальской ж/д Б.У. Савримович, его участок простирался от станции Байкал до станции Мысовая. С начала строительства Транссиба Б.У. Савримович, как один из самых опытных строителей железных дорог, в 1883 г. был назначен начальником технического отдела Управления по сооружению Сибирской железной дороги. В 1884-1888 годах проводил изыскания на Амурском участке Транссиба, а в 1888-1889-х – изыскания на участке от Иркутска до Селенги. И выбрать площадку под станцию Слюдянка в то время мог только он. В 1989 г. он назначен начальником строительства самого сложного участка Транссиба – от станции Байкал до станции Мысовая. Поэтому самые первые работы по строительству станции Слюдянка проходили под его руководством. Конечно, М. Хилков, человек с необычной биографией, достоин всяческого уважения и памятника, но из строителей Транссиба официально он не имел прямого отношения к основанию города Слюдянки.

Вот, к примеру, как обстоят дела с вопросом установления основателя г. Новосибирска. Когда строители подошли к Томску, бывшему в то время центром Сибири, то их ужаснул масштаб земляных работ через Васюганские болота. Изыскательская партия, руководимая Николаем Георгиевичем Михайловским (псевдоним Гарин – железнодорожник, писатель, революционер), с биографией, не менее замечательной, чем у М. Хилкова, предложила южный вариант со строительством нового моста через Обь и выполнила все изыскания нового маршрута. Константин Яковлевич Михайловский (однофамилец писателя), бывший тогда начальником строительства Западно-Сибирского участка Транссиба, отправил докладную записку о новом варианте в Комитет. Вариант рассмотрели, и Николай II как глава Комитета утвердил это предложение. В 1893 г. Гарин-Михайловский начал строительство моста через Обь, рядом основал поселок для рабочих, назвали его Новая Деревня, который на сегодня Новосибирск. На сегодня новосибирцы спорят, кто основал Новосибирск: Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, или Константин Яковлевич Михайловский, или Николай II? В воздухе висит предложение поставить памятник основателям Новосибирска: Гарину-Михайловскому, К.Я. Михайловскому и Николаю II. Считаю, что и вопрос с основателем города Слюдянки на сегодня не закрыт.

А что такое дата присвоения статуса города Слюдянке в 1936-м? Во-первых, надо четко понять, что дата присвоения населенному пункту какого-либо статуса никак не связана с датой основания этого населенного пункта. Существует мировая практика, что для классификации населенных пунктов, необходимой для административного управления территориями, периодически проводить присвоение населенным пунктам категории в зависимости от какого-то главного норматива. Мировая практика главного норматива – это численность населения; причем эта норма в разных странах разная. В Дании – 200 человек, во Франции и Израиле – 2000 человек, в Японии норма 30 тысяч человек, в Китае – 100 тысяч человек. В СССР отнесение населенных пунктов к категории городов входило в компетенцию союзных республик: РСФСР установила 12 тысяч человек, Украина, Узбекистан, Молдова, Киргизия, Таджикистан – 8 тысяч человек, Белоруссия – 6 тысяч человек, Грузия и Азербайджан – 5 тысяч человек. На сегодня в России из 1099 городов в 208 городах численность уменьшилась до менее 12 тысяч человек. Присвоение населенному пункту статуса города равнозначно выдаче паспорта при совершеннолетии человека. И все понимают, что день выдачи паспорта – это не есть день рождения. Город Слюдянка основан в 1899 г., в 1928 г. ему присвоили статус рабочего поселка. А 1936 г. считать как год рождения (основания)? Получается не совсем правильно.

Город Новосибирск основан 30 апреля 1893 г., когда начали строить домики для рабочих-строителей моста через Обь. В 1903 году Новониколаевску присвоили статус города, в 1925 г. Новониколаевск переименовали в Новосибирск, но все новосибирцы отсчитывают день рождения города с 1893 года – все логично. Почему нет логики с определением дня рождения города Слюдянки? В 2023 г. Слюдянке 87 лет, а железнодорожной больницы 120 лет: города нет, а больница есть? Депутат А. Плохотнюк задал правильный вопрос: негоже городу, олицетворяющему себя как туристический бренд Байкала, не иметь ни даты рождения, ни основателя. Мнение автора: год рождения Слюдянки – 1899 г., основатель – Б.У. Савримович (или Б. Савримович и М. Хилков).

Геннадий Ко.