Фамильное дело определяет жизнь Слюдянка – город железнодорожников. Здесь большая часть трудоспособного населения работает на железной дороге, существуют даже целые семейные династии. Одна из них – династия Гаевых, начало которой положил прадед Иван Илларионович Гаевой, едва ли не с самого начала появления стальной магистрали на берегах Священного озера. С того самого времени это стало для Гаевых практически фамильным делом, которое в той или иной мере определяло судьбу каждого из его потомков. Их общий стаж на железной дороге – почти 400 лет. Сам Иван Илларионович Гаевой, 1880 года рождения, проживал в поселке Кедровом, что в Республике Бурятия. Железная дорога пришла туда в начале прошлого века, на её строительстве работали многие местные жители, а потом, с запуском стальной магистрали, трудились непосредственно на предприятии. Железная дорога определила и развитие нашего края, и населения, проживающего в нем. Иван Илларионович начинал путевым обходчиком, окончил в Воронеже железнодорожную гимназию и в общей сложности проработал на железной дороге 39 лет. И дослужился до начальника станции: по одним данным – станции Татаурово, по другим – станции Маритуй. А возможно, и той, и другой, потому что позже состоялся переезд семьи в Слюдянку. Три его сына тоже связали свою судьбу с железной дорогой. Старший, Николай, 1910 года рождения, стал диспетчером на станции Иркутск-Сортировочный, он и его дети стали иркутянами. Ниточку младшего, Виктора, 1920 года рождения, оборвала война. Техник по эксплуатации слюдянского предприятия ТЧ-6 в 1941-м был призван на фронт и в том же году погиб. Его имя запечатлено на мемориальной доске памятника железнодорожникам у Локомотивного депо. А вот потомки среднего сына, Михаила, почетного железнодорожника, который в школьные годы учился в Центральном управлении социального воспитания и политехнического образования на транспорте, а затем окончил школу железнодорожников в Иркутске и работал нарядчиком кондукторского резерва станции Слюдянка, преумножили фамильную династию слюдянских Гаевых. Его «четыре сыночка и лапочка-дочка» трудились в Слюдянке. Татьяна стала медиком, 30 лет отработала в железнодорожной больнице, ветеран труда. Все братья нашли себе дело в ТЧ-6: Евгений был бригадиром подъемного цеха; Владимир – слесарем цеха ТО-3 тепловозов; Виктор – машинистом тепловоза (его супруга, Любовь Михайловна Гаевая, тоже железнодорожница: 36 лет была бухгалтером в ПЧ-9); Валентин начинал слесарем, за свою сорокалетнюю деятельность на железной дороге он был и машинистом электровоза, и машинистом тепловоза, инструктором, дежурным по депо, потом главным инженером и начальником депо. Братьев уважали, за серьезное отношение к работе, за профессионализм, ответственность и силушку. «Видел я, как дядя Женя автосцепку в 150 кг волоком тащил. А про дядю Володю, он был отличным слесарем по тепловозам, всё ремонтировал, и все к нему бегали. Так вот про него рассказывают, что он «бегунок» (колесную пару) поднимал, хотя… Может, думаю, скорее, подкатывал…», – рассказывает Александр Валентинович Гаевой, сын Валентина. Он является сегодняшним представителем династии в ТЧ-6. Супруга Валентина, Нина Ивановна Гаевая, тоже железнодорожница, работала 25 лет начальником вокзала на станции Слюдянка. Она с Дальнего Востока, а в Слюдянку приехала вместе с мужем из Хабаровска, где они учились по направлению от своих предприятий в институте инженеров железнодорожного транспорта. Она – на факультете «Эксплуатация железных дорог», он – на электромеханическом. Была раньше такая практика: смышленых, перспективных рабочих отправлять на учебу, в институтах даже формировали производственные группы. Молодые люди жили в одном общежитии. Наверное, там и приметил её Валентин, и лишь все больше потом утверждался в своем выборе. Парни в футбол играют, а девчонки рядом на площадке – в волейбол. А вот эта-то, Нина, – хорошенькая! В школе Нина успешно осваивала немецкий язык, и в институте с ним проблем не было. Валентину же эта наука давалась сложнее, но за то это было поводом подсесть к нравившейся девчонке в библиотеке и попросить помочь. В общем, в Слюдянку на свое предприятие Валентин вернулся уже не один, а с молодой женой. Она начинала дежурным по станции, а он стал мастером электрохозяйственного цеха. И завертелась слюдянская жизнь. Семья росла, росли наши герои и в профессиональном смысле. Нина Ивановна стала начальником вокзала, а Валентину Михайловичу, который, освоив, наверное, едва ли не все специальности в ТЧ-6, предложили стать заместителем начальника Локомотивного депо. Грамотный, строгий, ответственный, требовательный, он жил своей работой. Его уважали за знания, за справедливость и серьезное отношение к делу. Нина Ивановна вспоминает: «Придет домой на обед, быстро поел, зимой – шубу на себя и несется на работу опять, только полы разлетаются, у меня, мол, еще там то-то не сделано… Работал он от души! Если надо, мог всю ночь сидеть, что-то делать». Жили они дружно, бывало, конечно, что и ссорились, но больше по работе: «Я эксплуатационник, а он локомотивщик. Он своё гнет, я своё: каждый свою правоту доказывал». Довелось работать Валентину Михайловичу и начальником депо. По воспоминаниям ветеранов-железнодорожников, он был хорошим руководителем. Немудрено, что в такой семье, где родители буквально жили железной дорогой, и дети пошли по их стопам. Оба их сына, Андрей и Александр, пришли трудиться в ТЧ-6. Андрей отработал 19 лет слесарем, а Александр и поныне там. Сегодня Александр Валентинович Гаевой – начальник технического отдела, уже 11 лет. Этот отдел – мозг Локомотивного депо, здесь занимаются в основном разработкой и внедрением технологических процессов, внедрением различных новшеств, развитием предприятия. В его послужном списке работа слесарем, помощником машиниста тепловоза, машинистом тепловоза, машинистом тепловоза в одно лицо, машинистом-инструктором. Поездной стаж 22 года, а общий стаж на железной дороге – 34 года. Еще немного и догонит основателя династии Гаевых – Ивана Илларионовича, который отработал на железной дороге 39 лет. А там, глядишь, и до отца дотянет, чей дорожный стаж отмечен круглой цифрой в 40 лет. Он рассказывает, что выбор профессии для него был предопределен тремя поколениями Гаевых. Александр Валентинович и не представлял, что может работать кем-то другим. Конечно, только на железной дороге! На самом мощном, стабильном и перспективном предприятии Слюдянки с крепким, сплоченным коллективом. Это сейчас машинисты немного разобщены, могут порой и не знать друг друга – времена изменились. А тогда жили дружно, вместе работали, спортом занимались и на демонстрации вместе ходили. И хоть работа была непростой, тяжелой, держало именно то, что трудишься в сильном, хорошем коллективе. Однако дети Александра Валентиновича по его стопам уже не идут, их привлекают другие перспективы. «Но если у них там не получится, здесь, на нашем предприятии, с их специальностями мы сможем найти им применение», – говорит отец. Зато династию Гаевых на железной дороге продолжил сын Андрея – Денис. Он не отступил от семейных традиций и после армии, в 2017 году, пришел на подвижной состав, отучился и работает машинистом. И как знать, не станут ли его дети продолжателями этой, уже ставшей родовой, профессии, которая и по сей день является одной из самых уважаемых в Слюдянке. Ольга Николаева. На снимке: Иван Илларионович Гаевой. |
Газета Южного Прибайкалья