Страсти по театру Совсем скоро, 17 февраля, Байкальский народный театр-студия «Люди», существующий при ДК «Юбилейный», будет отмечать свое 30-летие. Можно сказать, что уходящий год был важным для театра: он переехал в новое здание многофункционального культурного центра, поставил четыре новых спектакля и готовится отметить свой юбилей. Все премьеры уже смогли посмотреть байкальчане, четвертую – «Страсти по Насте» – буквально перед Новым годом, 30 декабря. Два из этих спектаклей, «Последний срок» и «Вождь краснокожих», посмотрели в декабре и слюдянцы. И были приятно поражены мастерством своих земляков. Накануне нового года мы встретились с режиссером театра, заслуженным работником культуры и искусств Иркутской области Оксаной Нагаевой. – Тридцать лет назад мы с мужем Алексеем окончили институт культуры в Улан-Удэ и приехали в Байкальск делать дипломную работу. Точно не помню: либо 17 февраля мы приехали сюда, либо в этот день уже выпустили дипломный спектакль. Но именно в эту дату мы стали отмечать годовщину образования театра. – Премьеры – это дань предстоящему юбилею? Три спектакля у вас идут ежемесячно с сентября. А как называется ещё один спектакль? – Четыре новых спектакля в год – это для хорошего профессионального коллектива, а вы с любительским составом столько делаете… Как замахнулись на такой объем работы? Да и «Последний срок» Распутина – непростая повесть. В ней затронуты темы духовного и нравственного состояния современного человека. – Много планов, хочется все успеть. И хорошие артисты подрастают… Спектакль по этой повести Распутина я давно хотела поставить. Когда первый раз прочла её, меня словно пронзило это все. Начала писать инсценировку, но как-то не сложилось. Потом вроде и артисты подобрались, мы с ними начали разбирать материал, частично даже были готовы декорации, и опять всё отложили. А сейчас я принесла нашим театралам пьесу и говорю: «Все, ставим, «Последний срок» вам даю». Актеры – люди непростые, капризные, сразу редко пьесу принимают, надо убеждать, а потом влюбляются в произведение. Сначала вообще не хотели её играть. Теперь довольны. «Последний срок» мы показывали в августе на областном фестивале любительских коллективов в Утулике «Театральная осень на Байкале». На нем профессиональное жюри всегда работает, мастера. В этом году приезжал ученик известного театрального режиссера Зиновия Корогодского… Они очень хорошо отзывались о спектакле, были в восторге и от артистов, и от театра в целом, от сцены. – Сколько человек сейчас насчитывает взрослая труппа театра? И есть среди них те, которые с вами с начала образования, то есть 30 лет? – Взрослая труппа небольшая – 12 человек, из них с нами с самого начала Тамара Павловна Миронова. – Тамару Павловну, наверное, можно называть уже профессиональной актрисой? – И так действительно говорят. Нам всегда очень важно услышать мнение профессиональных режиссеров, руководителей коллективов о нашем театре. Они говорят, что многие люди (наши артисты) работают профессионально. Когда «Последний срок» смотрели члены жюри, руководители творческих коллективов фестиваля «Театральная осень на Байкале», они сказали: «Вашему театру пора давать профессиональный статус, потому что вы работаете, как профессионалы: есть свой репертуар, и серьезный, и артисты играют достаточно правдиво». И Тамара Павловна Миронова, и Нина Петровна Жердева – обе получили значимые награды этого фестиваля за лучшее исполнение своих ролей – приз Бабы Кати. И конечно, в «Последнем сроке» – это их роли. – Вы, наверное, амплуа всех своих артистов уже знаете: кто и что может сыграть? – Естественно. Как нас учили всегда: верное распределение ролей – 90 процентов успеха. Сейчас они играют с удовольствием, мы раз в месяц выставляем этот спектакль, и зритель идет. 27 января будем показывать. Сейчас много гостей Байкальска, которые приезжают покататься на Горе Соболиной, приходят на спектакли, их видно. В прошлый раз очень много незнакомых людей сидело в зрительном зале. – Вы очень плотно работаете в этом году, действительно как настоящий репертуарный театр. – Я всегда старалась поставить две-три премьеры в год. Один спектакль с участием детей шел на большой сцене ДК. Причем с детьми мы успевали делать даже два спектакля в год, разные по жанру. Один, например, смешной, веселый, легкий, и один серьезный, скажем, «А завтра была война». В конце театрального сезона тогда я поставила «Звук позади самолета», он был четвертым спектаклем, очень хорошо шел, в нем были задействованы два молодых артиста. Кроме того, мы постоянно играли новогодние спектакли… То есть всегда в таком ритме. Этот процесс и не останавливается. Уже сейчас у нас в работе два спектакля на этот год. Наконец-то, моя мечта свершилась: ставим «Старшего сына» по Вампилову. У меня выросли такие сильные парни, они очень удачно подходят на эти роли, и репетиции идут неплохо. – Кстати, сколько лет героям Вампилова? – 18-20. – То есть примерно столько, сколько и вашим молодым артистам? – Совершенно верно. Бусыгину 20 лет, нашему артисту, который репетирует эту роль, – 22 года. То есть наши герои в возрастных пределах героев пьесы. Репетиции идут каждый день. Трясу их как грушу. Хочу, чтобы жизненная позиция у них была своя. Ольга Сумарокова. (Продолжение в следующем номере). |
Газета Южного Прибайкалья