Слюдянка в годы ВОВ

Ударным трудом

ковали Победу

Дни 1941 года проходили буднично. Весной в Слюдянке открыли фабрично-заводскую школу, которая готовила кадры квалифицированных рабочих для промышленности строительных материалов: забойщиков, бурильщиков, крепильщиков, мотористов. Пахали, сеяли. Выходили в море, уходили на весенние гольцы за черемшой и паданкой…

В слюдянской районной газете «Ленинское знамя» накануне войны сообщалось: «В выходной день, 22 июня, организуется массовый выход трудящихся города на его окраину – падь Похабиха. Цель выхода – культурно и весело провести досуг. На место отдыха выедут три оркестра духовой музыки, будут организованы массовые игры, танцы, различные физкультурные номера, игры в футбол, волейбол, шахматы, домино, шашки и т.д.».

А к вечеру воскресного дня 22 июня по радио передали страшное сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. По всему району сразу прокатилась волна митингов.

23 июня в 5 часов утра начались митинги в Слюдянском рудоуправлении. 350 рабочих и служащих собрались на слюдяной фабрике. В резолюции собрания коллектива слюдяного цеха было записано: «Мы выполнили семимесячную программу. В оставшиеся шесть дней июня обязуемся дать на тысячу рублей продукции сверх плана». В Красном уголке паровозного депо состоялся митинг паровозников, на котором присутствовали 200 человек. Рабочие депо обязались сократить срок ремонта паровозов, бороться за чёткое соблюдение графика движения поездов.

На второй день войны активисты железнодорожной станции обратились по радио ко всем рабочим, служащим и домохозяйкам с призывом вступать в оборонные кружки, изучать военное дело. В тот же день в первичную организацию при вагоноремонтном пункте поступило 28 заявлений. Юноши и девушки занимались в оборонных кружках, изучали оружие, учились метко стрелять и бросать гранаты, изучали приёмы современного боя.

В Слюдянке, поселках Култуке и Лиственичном военные пункты начали работу с 1 октября 1941 года. Военным обучением в Слюдянском районе в 1941 году были охвачены 695 человек, кроме того 11 тысяч человек прошли обучение по противовоздушной обороне. К ноябрю 1942-го в районе было подготовлено более сотни сандружинниц, медсестёр, много значкистов ГТО и ПВХО.

В 1941-1945 гг. Слюдянский район, как и многие другие, работал в жесточайшем режиме военного времени. Слюдянцы отважно сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны и героически трудились в тылу. Слюдянский район являлся глубоким тылом России. А в глубоком тылу главное – производство.

Железнодорожники станции Слюдянка обеспечивали жизнедеятельность и безопасность дороги, перебрасывавшей на фронт войска и грузы. Под особой охраной оказалась Кругобайкальская железная дорога. Одновременно велись напряжённые работы по прокладке новой ветки Иркутск-Рассоха-Слюдянка в обход КБЖД. На пределе возможностей работали все предприятия и организации города и района, железнодорожники и горняки выдавали по две-три нормы.

С первых дней войны среди паровозных бригад станции Слюдянка стал широко применяться лунинский метод работы (выполнение текущего ремонта паровоза силами самой паровозной бригады, а не ремонтной бригады). На 1 июля 1941 года в депо уже имелось 17 лунинских паровозов, бригады которых своими силами ремонтировали локомотивы. По-фронтовому работали многие машинисты, среди них К.А. Циммерман, Г.И. Пашков, Т.К. Черныш, Д. Баннов, В. Ревенгин, А. Молчанов, С. Коробейников. В феврале 1942 г. с ВСЖД на фронт был отправлен специальный эшелон военно-эксплуатационного отделения, основной задачей которого был ремонт паровозов, выполнявших перевозки воинских эшелонов. В составе отделения находились 7 человек из депо ст. Слюдянка: Д.А. Циммерман, И. Павлов, И. Симонов, Д. Вилков, К.М. Макушин, В.А. и Г.Д. Васильевы.
Героическим трудом отличался коллектив промывочного цеха паровозного депо, возглавляемый коммунистом С.А. Циммерманом. На одном из митингов слесарь комплексной бригады этого цеха М.С. Дроздов сказал: «Наш долг перед Родиной – работать завтра лучше, чем работали сегодня. Чем больше мы прольём поту у станков, тем меньше прольётся драгоценной крови наших славных защитников». Слесарь-гарнитурщик Беляков полтора суток не выходил из цеха, пока не выполнил срочное задание. По нормам до военного времени на эту работу полагалось 80 часов, Беляков выполнил её за 36 часов.

13 ноября 1941 года районная газета сообщала: «Комплексные бригады комсомольцев Исайкова и Храмова (депо Слюдянка) известны далеко за пределами Слюдянского района. Они по праву считаются передовыми на Восточно-Сибирской железной дороге. Все комсомольцы цеха – двухсотники, а товарищи Свеженцев, Мастерских и Шевченко дают по три-четыре нормы в смену». Не ниже двух норм в смену выдавала фрезеровщица механического цеха паровозного депо В. Жукова, значительно перевыполняли сменные задания фрезеровщица Никольская, слесарь заготовительного цеха Карелова и другие.

По-гвардейски в годы войны трудились слюдянские горняки. Управляющий Рудоуправлением М. Толстоухов 28 июня 1941 г. в районной газете «Ленинское знамя» писал, что горняки решили «…программу второго полугодия 1941 г. по добыче слюды удвоить и выпускать слюдяную продукцию только высокого качества…». Рабочие горного цеха заявили: «Мы будем выполнять свои производственные задания так, как выполняют бойцы приказы командиров Красной армии».

Сообщала газета и о знатном стахановце В.А. Деженкове, который в выходной день, работая в шахте, за 3 часа дал 250 процентов дневной нормы (героически погиб в одном из боёв в годы Великой Отечественной войны). Впереди соревнующихся была и кольщица слюды Татьяна Долбина, её дневная норма выработки за семь месяцев составила в среднем 216 процентов, а за август 1941 г. – 245! Подводя итоги труда за первый год войны, М. Толстоухов информировал через газету, что коллективом Рудоуправления годовой план по всем показателям значительно перевыполнен.

За пределами района были известны сквозные бригады бурильщиков Тюмина, Пушкарёва, Филимонова, Топтунова, Побежимова, Свинаренко. Не отставали от мужчин и женщины. Под руководством своего наставника-бурильщика Филимонова выполняла свои сменные задания девушка Карпова. Навальщица Ходыева, несмотря на то, что её работа требовала большой физической силы, выполняла задания на 130-150 процентов. По полтора-два сменных задания выполняла бригада воротовщиков-откатчиков (бригадир Софпарова). Юный разборщик сырца 13-летний Вася Ерёмин давал 150 процентов нормы, перекрывая норму взрослого рабочего. В дни войны в забой пришли многие девушки, чтобы освоить сложные профессии. В горном цехе не редкостью было встретить девушку-бурильщика, запальщика и откатчика.

Колку слюды производили в цехе слюдфабрики, а в 1945 году для этой же цели отдали и клуб «Горняк». Ведь слюда – стратегическое сырьё для страны. Начальником цеха по обработке слюды была В.Г. Егорова (Балахонцева).

Дальний рудник №9 находился в пади Талой (где сейчас сейсмостанция). Женщины работали на копях (было 80-90 лошадей) грузчиками, на Похабихе у Рудоуправления было подсобное хозяйство, где сажали картофель, огурцы, капусту. Была рыболовная бригада женщин, которая выходила на Байкал на лов омуля.

В годы войны коллектив Рудоуправления неоднократно выходил победителем социалистического соревнования, удерживая за собой переходящее знамя ВЦСПС и наркомата. Горняки Слюдянки своим самоотверженным трудом приближали желанный час Победы.

В тяжёлые годы войны страна нуждалась в обеспечении населения продовольствием. Рыбозавод на Байкале был организован в 1941 г. на базе промысла хариуса в истоке реки Ангары, на следующий год он переехал в Листвянку. Завод воздвигался во время войны, мужчины были на фронте, на предприятии их было всего 12 человек, остальные 500 – это женщины, дети. Вся работа легла на их плечи. Люди работали честно, ежедневно перевыполняли нормы в 1,5-2 раза…

Рыбозавод в Листвянке не имел возможности для роста и расширения производства. Не было техники, подходящих плёсов, отмелей для нагула рыбы. В декабре 1944 г. рыбозавод перебазировался в город Слюдянку. Ему отвели территорию на берегу Байкала по улице Кагановича (сейчас это улица 40 лет Октября). Здесь были построены бондарный цех, мол-причал, лабазы для обработки рыбы, деревянный холодильник ёмкостью 90 тонн. Лёд для этого холодильника заготавливали большими глыбами в марте-апреле на Байкале, на санках вручную тянули до холодильника. Здесь закладывалась льдосолевая смесь для замораживания рыбы. Посол рыбы производили в деревянных чанах, их было установлено 10 единиц.

Александр Плохотнюк.

На снимке: ДК железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

(Продолжение в следующем номере «СМ»)