Лицо города Слюдянки

Лицо города Слюдянки

Среди железнодорожных построек Слюдянки композиционным завершением можно считать единственный в России, а может быть и в мире, вокзал, построенный полностью из нешлифованного пилёного мрамора розоватого оттенка.

Первоначально предполагалось построить в Слюдянке кирпичный вокзал, однако архитекторы и строители-итальянцы, которые занимались проектированием и строительством тоннелей и виадуков на Кругобайкальской железной дороге, решили изменить материал постройки. В то же время установить конкретных авторов проекта здания пока не удалось. В его строительстве, можно сказать, принимал участие сам министр путей сообщения России князь Михаил Иванович Хилков. В газете «Восточное обозрение» сообщалось, что во второй половине мая 1903 года (23 мая) министр присутствовал при молебне «по поводу закладки пассажирского здания станции Слюдянка».

По одной из версий считается, что зодчим вокзала был итальянец. Строил вокзал рядчик (наниматель рабочих, подрядчик) Гессель Моисеевич Шмерлинг. Рядчик Рейхбаум делал внутренние перегородки, а рядчик Андрюшкин выполнял штукатурные работы и внутреннюю окраску. Благодаря байкальскому мрамору отделка стала принципиально иной, чем на всей Сибирской дороге. Мрамор для облицовки вокзала добывался здесь же, в карьере близ Киркидайского тоннеля. Стены выполнены ленточной и циклопской кладкой из клинчатых мраморных камней. Пилястры, цоколь и карнизы – из тёсаного прямоугольного местного белого мрамора, а заполнения между ними – циклопская кладка – клиновый камень рядами. При циклопской кладке камни подбирались и выкладывались в виде пчелиных сот, это хорошо видно под сводами окон. Сами окна и двери имеют форму тоннельного свода, обрамлены мраморной кладкой с замковым камнем в середине. Вокзал станции Слюдянка поражал ослепительной белизной стен. Фасад вокзала – яркий образец выраженной симметрии.

Архитектор до мельчайших потребностей продумал постройку, считаясь с удобствами пассажиров и персонала. Вокзал имел один зал для пассажиров 1-го и 2-го классов и отдельно для пассажиров 3-го класса. Кроме того, был вестибюль, багажная комната, буфет с кухней, внутренние туалеты, почтовое отделение и внутренние комнаты для начальника станции, жандарма и телеграфа. Отопление предусматривалось печное. Кроме того, в здании вокзала существовало внутреннее водоснабжение. Залы и комнаты освещались фонарями. Вокзал был обнесён традиционным деревянным палисадником. Завершилось строительство в 1904 году. Руководитель строительства Кругобайкалки Болеслав Устинович Савримович не пожалел денег на возведение железнодорожного вокзала из мрамора – поставил его, как памятник, на века. Стоимость здания составила 89 тысяч 218 рублей.

Этот проект представляет собой яркий пример архитектурного мастерства и гармоничного сочетания природы и человеческого творчества. Уникальность Слюдянского вокзала, его необыкновенный внешний вид явились причиной появления очень распространённого мнения о том, что это здание было построено итальянцами, отсюда название «итальянский вокзал».

Существует и другая версия… Действительно, возводили бело-розовый вокзал в Слюдянке 16 каменщиков с подрядчиком Джованни Пеллегрини. Однако участие группы итальянских мастеров не даёт основания считать, что вклад итальянцев в строительство КБЖД, в том числе вокзала, был определяющим, так как все объекты проектировались российскими инженерами. И если сравнить фасады вокзалов в Красноярске, Иркутске и Слюдянке, то можно увидеть, что эти строения однотипны.

В.Ф. Борзунов в книге «Пролетариат Сибири и Дальнего Востока накануне первой русской революции» так определяет место и роль итальянцев на стройке. «В социальном отношении они ближе стояли к иерархии рядчиков и субподрядчиков, чем к строительным рабочим. По данным правительственной комиссии, работа итальянских мастеров обходилась дороже, чем русских. При одинаковом результате труда итальянцы получали по 4 рубля, тогда как русские – по 1 рублю 50 копеек. Преимущество итальянцев, – говорится в отчёте комиссии, – заключается только в большой непрерывности их труда, меньшем числе праздничных дней и меньшем употреблении спиртных напитков, мешавших по временам правильно работать. Несмотря, однако, на эти их преимущества, некоторые распорядители работ, имевшие с ними дело, были ими недовольны и предпочли бы иметь дело с русскими каменщиками…

Приглашение итальянских и вообще европейских мастеров на строительство магистрали, нарушая общие принципы, поставленные в основу всего предприятия, было следствием в значительной мере преувеличенных опасений в нехватке русской рабочей силы». Можно добавить, что и преувеличенных опасений в надёжности русской рабочей силы…

Через 60 лет после открытия движения по КБЖД, осенью 1965 года, работники 8-й дистанции зданий и строений начали генеральную реконструкцию железнодорожного вокзала. В здание было проведено центральное отопление, значительно изменены буфет и парикмахерская. Намного расширена комната дежурного по станции. Перенесены на новое место билетные кассы. Образовались два зала – ожидания и билетный. Для удобства пассажиров установлены автоматические камеры хранения.

Инициативу строительства подобного мраморного вокзала некоторые историки отдают князю М.И. Хилкову, министру путей сообщения России с 1895 по 1905 годы. Царский сановник лично участвовал в прокладке знаменитой КБЖД, конечной точкой которой как раз и стала Слюдянка. Под его началом было завершено строительство самой большой магистрали – Транссиба. Поэтому в знак признательности заслуг министра МПС 7 сентября 2005 года, когда отмечалось 100-летие Кругобайкалки, на перроне вокзала Слюдянки открыли белоснежный памятник князю (скульптор Е. Скачков). К этому времени ВСЖД реставрировала и само здание вокзала, тем более, что хоть мрамор в переводе с греческого – «белый или блестящий», вокзал уже давно не белел и не блестел.

За 100 лет на стены налипли грязь, пыль и сажа, ведь более полувека на дороге эксплуатировались паровозы. Строители сняли несколько слоёв грязного налёта, прежде чем байкальский мрамор заиграл природным цветом. Очищали его и вручную, и песком драили. Кроме того, заменили окна, двери, крышу, обновили ажурные решётки фасада с эмблемой министерства путей сообщения. Рабочие немало удивлялись тому, что за сто лет здание пережило все байкальские землетрясения, не дало ни одной трещины – так надёжно сработали их предшественники…

Кого только не помнят стены нашего красавца-вокзала! Мимо станции и вокзала не могли проследовать многие известные исторические личности. На вокзале в 1906 году царской охранкой был пойман известный революционер Иван Бабушкин (на стене вокзала висит мемориальная доска)… Здесь были Михаил Калинин и Сергей Киров, искавший золото Александра Колчака красный маршал Василий Блюхер. Герой Советского Союза легендарный генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Карбышев служил в двадцатые годы прошлого столетия в военном гарнизоне Слюдянки. Вокзал запомнил всемирно известного геолога Александра Ферсмана. Отметился здесь и председатель военно-революционного комитета Слюдянки в 1919-20 годах Георгий Ржанов, чьим именем названы улицы в Слюдянке и Иркутске. В поезде на станции Слюдянка в 1938 году родился выдающийся танцовщик и балетмейстер Рудольф Нуреев… В Слюдянку приезжала с концертом заслуженная артистка РСФСР, одна из самых популярных исполнительниц в СССР Лидия Русланова. Был у нас и легендарный диктор Всесоюзного радио, народный артист СССР Юрий Левитан. Даже Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев проезжал и из вагона рукой махал, первый президент России Борис Ельцин останавливался тут, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и другие…

Для многих людей от вокзала Слюдянки начинается путешествие по Кругобайкалке, туры по горам Хамар-Дабана и Восточного Саяна, в Тункинскую долину Бурятии.

Помимо своего прямого предназначения, вокзал выполняет функцию туристического объекта. Он считается объектом культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения. Многие приезжающие на Байкал стремятся увидеть вокзал и оценить красоту этого уникального сооружения. В 2021 году на вокзале открылся небольшой по площади, но очень необычный интерактивный музей. Его выставочный зал посвящён жемчужине Восточной Сибири – озеру Байкал. Здесь посетители знакомятся с удивительным растительным и животным миром, особенностями озера и нашего края.

Слюдянский вокзал завершал строительство Сибирской железной дороги, ставил точку в окончании огромного многолетнего труда тысяч людей. Его нельзя воспринимать иначе, как замечательный, на загляденье, памятник строителям кругобайкальского участка. В настоящее время здание вокзала снаружи сохранилось почти в первозданном виде, и это очень здорово.

Наш вокзал, благодаря главным образом материалу, из которого он сооружён, является, без всякого сомнения, историко-культурной достопримечательностью Транссиба и памятником российской железнодорожной архитектуры начала ХХ века.

Слюдянский вокзал – здание редкостной и уникальной красоты – сразу стал и остаётся лицом, визитной карточкой нашего города и по сей день.

Александр Плохотнюк.

Используемая литература:
1. Р.Л. Яковец. «Золотая пряжка». «Сибирь».2001 г.
2. В.В. Махно. «Памятные места Южного Прибайкалья». 2021 г.
3.
В.Г. Распутин «Сибирь, Сибирь…». 2006 г.
4. «Омулёвая бочка» у сияющих стен». «Гудок». 2009 г.