Ни гвоздя ни жезла! Наш сегодняшний рассказ посвящен предстоящему Дню автомобилиста и работникам автотранспортного цеха Рудоуправления. Скажу честно: общаясь с водителями-рудовцами, я перенеслась в советскую жизнь сорока — пятидесятилетней давности. У меня возникло стойкое ощущение, что эти люди жили при коммунизме. Почему? Давайте послушаем их рассказ. Знакомьтесь: Борис Михайлович Бронштейн, Олег Михайлович Жабин, Владимир Борисович Сенькин. Все они одного возраста, жили на Деловом дворе, учились в первой школе, работали в Рудо. Отслужив в армии, вернулись на родное предприятие, где и проработали до самого его закрытия. Борис Бронштейн пришел водителем в Рудоуправление в 1972 году, в автомобильном парке предприятия было всего 12 машин. Шли годы, предприятие расширялось, открылось новое производство – добыча и обработка мрамора. В цех поступили новые КрАЗы, ЗИЛы, тракторы, бульдозеры. Техники было столько, что гаражей не хватало. Работали на весь Советский Союз, много заказов было из Италии, Японии. Теплыми словами вспоминают мужчины директора Эдуарда Петровича Седова. Это при нем началось расширение производства, строительство новых цехов, жилого сектора, благоустройство микрорайона. В это время попасть на работу в Рудоуправление было непросто. Зарплаты были высокими, по итогам соцсоревнования выплачивались хорошие премии. Если зарплата водителя составляла 600 (!) рублей, то премия, положенная на победившую бригаду, была не менее 1000 рублей. Надо ли говорить, что в 80-е годы это были очень большие деньги. Эдуард Петрович Седов поощрял спортсменов, выплачивая им средний заработок на время проведения спортивных мероприятий. Именно он поддержал строительство МЖК (молодежных жилых комплексов). Рудовцы смогли, не увольняясь с работы, построить для нужд молодежи дом по Школьной и шесть коттеджей на 12 семей. Работали, получали зарплату и при этом строили себе жилье. Владимир Борисович Сенькин всю жизнь отработал на погрузчиках: К700, К 701, Т150. Он испытал на себе все тяжелые трактора предприятия. Олег Михайлович Жабин, который был председателем профсоюза, вспоминает, как был организован досуг рудовцев. Очень развита была спортивная жизнь. Раньше на каждом предприятии непременно была своя футбольная команда. В каждом спортивном мероприятии всегда непременно участвовали «Рудо», «Перевал», железнодорожники, четыре команды выставлял Байкальск. В школе №1 был задействован спортивный зал для соревнований по волейболу, баскетболу. Зимой проходили лыжные гонки между коллективами предприятий и цехами Рудоуправления. Был задействован и подшефный пионерский лагерь «Юный горняк»: коллектив в стопроцентном составе выезжал туда на спортивные мероприятия. Вспомнили и торжественные собрания, проводившиеся в ДК «Горняк». На собраниях коллектива открыто обсуждались вопросы, решались проблемы. Здесь чествовали передовиков производства, вручали переходящие знамена, грамоты и подарки, проводили творческие отчеты между цехами. Ездили с выездными концертами в Кырен! На ленинские субботники выходили всем коллективом: никто не заставлял, все участвовали добровольно. Микрорайон преображался – он был чисто выметен, тротуары отремонтированы (своими силами!), мусор вывезен. На Новый год в парк возле ДК привозили грузовиками снег из Мангутая, мужчины сами делали кубы для него, потом художники вырезали из снега Деда Мороза и Снегурочку. Тут же, в парке, ставили большой стол: все приходили встречать Новый год прямо в парке. А участие в демонстрациях на 1 Мая и 7 ноября! Вспомнили, как однажды наловили голубей – целый ящик! Когда проходили колонной перед трибуной, открыли ящик, голуби вылетели – такого в Слюдянке еще не было! А ежегодные соревнования на автомобилях КрАЗ и ЗИЛ, посвященные Дню автомобилиста! Да, такие воспоминания дорогого стоят! О дружбе в коллективе знали не понаслышке: когда под Новый год семья Бориса Бронштейна получила от предприятия квартиру, он был в командировке в Братске. Каково было его удивление, когда супруга звонит и говорит: все, мы переехали. Оказывается, бригада Бориса перевезла и заселила в новый дом его семью! За воспоминаниями прошло немало времени. «Фотографии смотрел – вся жизнь пролетела перед глазами», – говорит В.Б. Сенькин. «Есть что вспомнить!» – соглашается Б.М. Бронштейн. Ирина Александрова. На фото: конкурс водителя. |
Газета Южного Прибайкалья