В мире мнений

 
Благотворительность
«В мире мнений» – это новая рубрика нашей газеты. Открываем мы ее темой о таком явлении, как социальное… Про социальный хлеб, другие социальные продукты слышали? В некоторых уцененках – завалы социальной одежды. Вам приходилось в них что-нибудь выбирать для себя?
 
Скоро Новый год! Как дети ждут елку с Дедом Морозом, подарками! И начнутся балы-маскарады, а для детей – утренники, разные по красоте и обеспеченности. Ну и в том числе… социальные, с социальными костюмами и социальными кульками со сладостями… И им дети будут очень рады, несмотря на то, что синоним слова «социальный» – «бедный», «малообеспеченный»… А родители? А устроители таких празднеств? А вообще люди как относятся к такому явлению? Немало в нашем обществе и других проблем, рассуждений о них, путях решения. Надеемся, материалы, опубликованные под рубрикой «В мире мнений» это покажут. Ждем ваших писем, уважаемые читатели.
Александра Яскевич.
 
Благотворительно или отвратительно?
«Вся наша общественная благотворительность есть не что иное, как запоздалые и слабые угрызения совести в грабителе», – сказал индийский философ, йог и одновременно революционер Шри Ауробиндо. Он происходил из знатного бенгальского рода, долго учился в Англии и определённо знал, о чём идёт речь. И хотя говорил он о временах столетней давности, по сути, ничего не поменялось.
 
В нашем мире много несправедливого, уродливого, глупого, но то, что принято называть «благотворительностью», пожалуй, одно из самых отвратительных явлений. Каждый день СМИ призывают нас перечислить средства на операцию какому-нибудь несчастному ребёнку, скинуться на протез для инвалида или купить дорогостоящие лекарства для больного ветерана. Розовощёкие, красиво одетые люди делают скорбные лица и, на фоне какой-нибудь очередной ужасной фотографии, призывают слать деньги. Они называют это как-нибудь броско – «День добра», «Акция милосердия»… Красивые, действительно добрые слова. Но что стоит за этими словами?
 
Первое, что приходит в голову, когда я вижу подобные рекламные вставки (а это именно рекламные вставки): где же наше родное, великое, социальное (согласно Конституции) государство? Почему у него не находится денег для ребёнка, страдающего каким-то страшно редким, но очень опасным недугом? Деньги находятся, чтобы бесплатно катать иностранцев по всей стране (как было на чемпионате мира), на какие-то десятилетиями строящиеся центры непонятно чего, на шикарные фейерверки по праздникам, а для больного ребёнка денег нет. Если такой ребёнок один или два, или даже три – затраты на их лечение (я думаю) не составят какой-то значительной доли от бюджета думской столовой. Мне кажется, если депутаты раз в месяц скушают на один бутерброд с икрой меньше – это не великая цена за спасённую жизнь.
 
Мне могут возразить: больных вон сколько, а депутатов у нас мало. Что же им, бедным, голодать теперь постоянно? Но если таких больных много, тогда тем более должна быть серьёзная государственная программа по их лечению. Где она? Почему, когда под угрозой само существование такого большого количества граждан, люди, призванные о них заботиться, решают какие-то совершенно другие вопросы? Например, о возможности депутату или чиновнику отказаться (или не отказаться) от повышенной пенсии.
 
Почему люди, которые платят налоги, соблюдают законы – обычные граждане, вдруг столкнувшись с бедой, оказываются с ней один на один? Тот вариант, когда государство всё же принимает на себя часть нагрузки, тоже не состоятелен. Если на меня падает многотонный паровоз, мне совершенно без разницы, что кто-то открутил у него трубу и тем самым слегка облегчил его вес. Оставшегося вполне хватит, чтобы расплющить меня в лепёшку! Если кому-то оторвало ногу, то скидка на педикюр совсем не улучшит качество его дальнейшей жизни. Ну да бог с ним, нашим родным, социальным и демократическим…
 
Другой вопрос – кто все эти люди, что рассказывают нам об этих несчастных? И дело даже не в том, что какой-то фонд, на счёт которого перечисляются эти пожертвования, прикарманит часть средств. Это совсем не обязательно. Целый штат бухгалтеров, менеджеров, пиарщиков, рекламных продюсеров будут на вполне честных и законных основаниях получать зарплату, премии, поощрения. Из каких денег? А всё из тех же, выжатых из страданий больного человека, который для них (вполне честных, трудолюбивых, профессионально грамотных людей) не более чем средство заработка. И их нельзя за это осуждать – они тоже хотят жить.
 
Но, честное слово, когда с экрана телевизора новомодная (а может, и вполне уже заслуженная) «звезда» вкрадчивым и задушевным голосом зачитывает тщательно выверенный текст – так, чтобы не упоминался ни пол, ни возраст, ни конкретное заболевание – общие фразы, которые можно применять по каждому подходящему случаю, меня тошнит от лицемерия. Умом-то я понимаю – не будут же отвлекать серьёзного, занятого, известного человека специально ради какого-то очередного персонажа, имя которого сами организаторы забудут через двадцать минут после окончания акции. Просто запишут и будут вставлять каждую неделю. Или раз в две недели – чтоб не примелькался. И «звезде» пиар, и организаторам заработок.
 
И тут возникает третий вопрос: как же так получилось, что честное, благородное, скажу больше – естественное человеческое сострадание и желание помочь ближнему вдруг превратилось в бизнес? Самый настоящий, как из книжки «Капитал». С конкуренцией, со связями во власти, со своими «рынками сбыта» и «ресурсными базами». Почему вроде бы нормальные люди вдруг стали игроками в этой бесчеловечной игре, основанной на чужих страданиях, боли и смерти?
 
На этот вопрос каждый, наверное, должен ответить для себя сам. Лично для себя я нашёл ответ в советской школьной программе обществоведения: бытие определяет сознание. Капитализм – бесчеловечная система, и любое, самое благородное начинание, попав в жернова денежных отношений, превращается просто в зарабатывание денег. Неважно на чём. Даже на чужих страданиях.
 
И что же теперь, совсем не помогать кому-либо? Совсем наоборот. Времена сейчас тяжёлые (и, похоже, будут ещё хуже), и тогда люди стараются сбиться поплотнее, стать ещё ближе друг другу. Взаимопомощь – это именно тот клей, который во многом и объединяет людские сообщества. Многотысячелетний опыт борьбы за существование нас этому хорошо научил. Нужно только вспомнить опыт предков. Помогать можно и нужно друзьям, родственникам, знакомым, да и просто прохожим. Только не нужно называть это высокопарным словом «благотворительность», и «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».
Андрей Поздеев.