Заселение русскими Култука

• КРАЕВЕДЕНИЕ •
 
Заселение русскими Култука
Сообщение на конференции «Чтения Б.И. Дыбовского»
в Култукской средней школе №7, декабрь 2001 года

 
Что влекло людей в Прибайкалье? Это богатая природа, обилие зверей – хороший промысел, а позднее – богатые недра. С глубоких времен в Сибири обитали племена монгольской, тюрской, эвенкийских ветвей. Южную часть Байкала заселяли буряты, эвенки, тунгусы, они занимались скотоводством, охотой.
 
Середина XVII века считается веком проникновения в Прибайкалье и Забайкалье русских служивых, торговых, промышленных людей. Слухи о богатстве этой обширной территории, безусловно, доходили далеко. Особо возникает «соболиная лихорадка». У нас не стоит задача отразить хронологию освоения русскими наших земель, сооружений или острогов, но важно для этого периода, что русские не только начинают создавать поселения, но и устанавливать связи с соседними государствами, укрепляя границы, вести дипломатические отношения. Документы говорят, что служивые люди под командой атамана Ивана Похабова поставили острог, а вернее зимовьё в Култуке, в 1647 году. Это был единственный опорный путь русских на юге Байкала, он служил связующим звеном в торговле с Монголией, Китаем, Бурятией. 
 
В одно из своих выступлений перед краеведами наш учитель истории, основатель школьного музея Анатолий Иванович Комиссаров, разделял точку зрения историков, что в судьбе Култука громадную роль сыграл и тот факт, что столкновения с бурятами были эпизодическими и в войну не перерастали. И в настоящее время, в ХХ веке, любые возникавшие ситуации в Слюдянском и Тункинском районах решались положительно нашими властями.
 
Многих дороги приводили в Култук. В XVII веке – это Паллас и Георги. Из всех исследователей Байкала они описали Култук подробно. В XVII веке российскому послу удалось подписать договор об установлении границ с Китаем, а в Култуке в то время строится таможня, где сосредотачиваются товары, их проверка. Русские купцы очень хорошо и быстро использовали право на торговлю. В Култуке останавливается чиновник по особым делам купец Григорий Маркянович Пермикин (в 1850-1861 гг). Он не только занимался государственными делами, определением горных богатств, но и содержал мастерскую по обработке полудрагоценных камней, отправляя в государственную казну в Санкт-Петербург. Его дом находился в то время у Байкала на улице, которая ныне называется Октябрьской. 
 
До конца XVII века население Култука состояло из вольных поселенцев. Первые ссыльные появились в 1778 году, это ссыльные за участие в восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Это выяснил еще в начале 40-х годов XIX века наш земляк Дмитрий Захарович Гаврилов. Он вспоминал, что «в настоящее время трудно установить, кто из култучан является потомком ссыльных, которые были вынуждены изменять свои фамилии по тем или иным причинам». Но можно предположить, что какую-то родственную связь с ссыльными имеют проживающие в Култуке в настоящее время Кобелевы, Гавриловы, Бачины, Шульгины, Сороковиковы, Максимовичи, Никифоровы. В 1863 году появились польские ссыльные. Долго жил Бенедикт Иванович Дыбовский (1863-1874), жили польские повстанцы, и, безусловно, они вступали в брак с местными девушками. Их потомков култучане называли «исашные». Породнился поляк Максимович с Васильевыми (Матвеевскими). Семья большая – 8 человек. Сам Петр Максимович считался хорошим мастером оружейных дел, занимался ремонтом ружей, катал прекрасно дробь (унаследовал от прадеда).
 
Б.И. Дыбовский в своих дневниках много писал о култучанах, их дружелюбии, внимании к пришедшим случайным людям, о чистоте их жилища. Мы сейчас можем отметить, как чистоплотны култучане, мыли даже чердаки.У Антонины Бобковой (Максимович) на крыльце стелились белоснежные половики. Ее брат Иван Максимович имел добротный дом на берегу Байкала. В 1937 году его арестовали, ночью погрузили на баржу, позднее он был репрессирован. В этом доме была «Чайная», затем пекарня райпо. 
 
Взять Кобелевых, их прозвище было «тунгусы». Кто-то из их предков, возможно, первый в Сибири из пугачевцев женился на тунгуске, так как в то время в районе Талой (2-я Слюдянка) стояли юрты.   Там жили эвенки, которые позднее откочевали на север Байкала. И возможно, на одной из женщин женился Кобелев. Лет 50 тому назад в одной из семей Кобелевых рождается внук с узким разрезом глаз. Молодой отец расстроен: как это так? Но рассудительная мать (бабушка ребёнка) ведет с сыном беседу: мол, посмотри на фото начала XIX века – прабабушка была с явным обличием (как мы говорим, бурятским). Через четыре поколения вернулись гены коренных жителей. Но Кобелевых различали раньше так: одни «павловские», другие «тунгусы», третьи «матвеевские», «самоходы». Кобелевы до Октябрьской революции содержали постоялый двор на берегу Байкала по улице Октябрьской, имели почтовых лошадей, доставляли почту, деньги государственной казны от Иркутска через Култук до Утулика, занимались перевозкой людей, и так же по Тункинской долине. Ефим Матвеевич Кобелев работал на почтовой станции Муравей, затем в Култуке. В годы Гражданской войны входил в Слюдянский красногвардейский отряд. 
Нина Чепига.
На снимке: Кобелевы.
(Продолжение в следующем номере СМ).