Кому положены субсидии

 
• АКТУАЛЬНО •
 
Нюансы и тонкости субсидий 
на коммунальные услуги
Принес ли новый год изменения в расчетах субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг? Мы беседуем с заведующей отделом субсидий и социальной поддержки населения администрации Слюдянского района Татьяной Викторовной Газе.
 
– Увеличился прожиточный минимум на 2022 год, который берется за основу при расчетах. Но он был утвержден еще в сентябре прошлого года, в декабре произошли ещё небольшие изменения в сторону увеличения, – говорит Татьяна Викторовна. – Среднедушевой прожиточный минимум по территориям области, в которые входит и наш Слюдянский район, сейчас составляет 12541 рубль. Мы используем при расчетах суммы прожиточного минимума по демографическим группам: для трудоспособного населения – 13670 рублей, для пенсионеров – 10785 рублей, для детей – 12407 рублей. Все это уже учтено при расчете субсидий семьям на 2022 год, перерасчеты мы сделали, разница небольшая. В остальном изменений нет.
 
Сколько сейчас у нас в районе человек получали субсидию?
– Субсидия дается не на человека, а в целом на семью. А семьи все разные. Есть семьи, состоящие из одиноко проживающего человека, проживающих вдвоем, смешанные и так далее. К каждой – индивидуальный подход и, соответственно, у каждой индивидуальный расчет. Ведь у всех разная площадь жилья, разный совокупный доход, разный состав семьи, разная платежеспособность. На одной жилплощади могут проживать до трех семей. К примеру, трехкомнатная квартира. В одной комнате проживает пенсионер, в другой – семья, состоящая из трех человек: муж, жена, ребенок; и в третьей комнате проживает ещё какой-либо родственник, тоже являющийся собственником жилья. Вот мы на три семьи на одну жилплощадь и рассчитываем субсидию. При условии, что они все собственники.
 
– И сколько у нас семей, которые получают субсидии на содержание жилья и коммунальные услуги?
– Общее количество получателей субсидий по району за прошлый год – 3,5 тысячи семей. В целом по годам количество получателей варьируется от 3,3 до 3,5 тысячи. Субсидия оформляется раз в полугодие, и если человек не пришел через полгода и не подтвердил свое право на субсидию документами, то она ему не выплачивается.
 
– Какие документы необходимо предоставить на получение субсидии?
– Все, кто получает субсидию, знают этот перечень. Тем, кто приходит впервые, сотрудники отделов, их у нас два – в Байкальске и в Слюдянке, дают список документов, которые необходимо собрать. Их не так много. 
 
– В редакцию «Славное море» обратилась жительница Байкальска: чтобы получить субсидию, ей каждые полгода необходимо предоставить в отдел справку о смерти мужа. Муж умер в 1996 году. И каждый раз человек идет в загс за справкой, еще и платит в загсе за неё. Женщина спрашивает, почему она должна бесконечно предоставлять эту справку? Ведь в отделе субсидий она уже есть, и за полгода муж не воскреснет.
– Перечень предоставляемых документов утвержден на уровне федерации, и мы не можем отступить от этих требований. Да, если в паспорте есть отметки о заключении брака, а женщина говорит, что муж умер, она должна это подтвердить, предоставив свидетельство о смерти. Если оно отсутствует, тогда это можно подтвердить справкой из загса. Как правило, у большинства людей свидетельства о смерти родственников есть. При необходимости, если оно утеряно, можно сделать дубликат, так же через загс. 
 
И потом, за полгода может многое случиться, 6 месяцев – большой период. Например, женщина может повторно выйти замуж, такое бывает… Или переписать документы на квартиру, прописать в квартиру ещё кого-то. За это время можно сделать разные юридические операции. Поэтому каждые полгода и предоставляется определенный перечень документов.
 
– Какова должна быть в совокупности плата за коммунальные услуги в процентном отношении к доходу семьи, чтобы люди имели право на получение субсидии? 
– Здесь тоже расчет индивидуальный. Он зависит от состава семьи и доходов её членов, и разброс здесь большой: для пенсионеров – от 7 до 22 процентов, для многодетных семей – 15 процентов, для смешанных семей – от 16 до 22 процентов.
 
– То есть все сугубо индивидуально?
– Да. Поэтому наша услуга не предоставляется через МФЦ «Мои документы». Наши специалисты работают конкретно с каждым собственником или нанимателем жилья, который пришел подавать документы на получение субсидии. Сначала идут консультации, в ходе бесед выясняется, кто из родственников ещё прописан в квартире. Бывает, что человек не признает его родственником, нужно, чтобы это было подтверждено в судебном порядке. То есть в каждом случае свои тонкости и нюансы. 
 
Ещё многое зависит от социальной нормы жилой площади. Для тех, кто имеет льготы (инвалиды, ветераны): социальная норма жилой площади для одиноких – 33 кв.м, для проживающих вдвоем – 22 кв.м на каждого, семьей – 18 кв.м на каждого. На одиноко проживающего человека, не имеющего мер социальной поддержки, норма жилья, на которую рассчитывается субсидия, – 45 кв.м.
Проще, конечно, когда пенсионер проживает один. Формулы подставил и все просчитал. 
 
– Кстати, пенсионеры интересуются, если человек возрастной, например, старше 70 лет, то субсидия ему может продлеваться автоматически?
– Нет, субсидия носит заявительный характер. То есть человек должен прийти к нам, подать заявление и представить необходимые документы. Автоматическое продление выплат было только на время пандемии. С 1 апреля прошлого года вернулись к прежним правилам – то есть только заявительный характер: пришли – получили, не пришли – не получили. Заявление и документы также можно отправить по обычной почте или по электронной, но в этом случае они должны быть заверены нотариально. И если вы подаете документы электронной почтой, соответственно, должны иметь электронную подпись.
 
– А каким образом человеку выделяется субсидия?
– Мы ежемесячно перечисляем средства на расчетные счета граждан. Это происходит ближе к концу месяца, чтобы до 10 числа следующего, согласно Жилищному кодексу, человек мог оплатить коммунальные услуги.  А рассчитывается субсидия на полгода.Сразу всю сумму субсидии на полгода мы перечисляем на твердое топливо семьям, проживающим в индивидуальных домах. 
 
– Очень много разговоров еще совсем недавно было о переходе на электронный документооборот. Ведь у всех федеральных служб есть базы данных. Предполагалось, что людям не надо будет бегать по инстанциям для сбора справок. На основании ваших запросов в соответствующие службы, они вам должны были электронно предоставлять необходимые данные.
– Действительно, такой переход планируется. Частично электронный документооборот уже есть. Однако на сегодня бумажный документ является приоритетным. На каждую семью заводится вот такая папочка (Татьяна Викторовна показывает папку-скоросшиватель), в которую собираются все документы о ней. 
 
Пока так. Изменения в правилах предоставления субсидий, в которых оговаривается переход на электронный оборот документов, готовятся, обсуждения прошли в конце декабря. Сейчас проект на доработке. Как только вступит в законную силу, мы будем работать по-новому. 
Подготовила Ольга Сумарокова.
На фото:
Т.В. Газе, заведующая отделом субсидий и социальной поддержки населения.