Диво России

 
• СЛЮДЯНСКИЙ РАЙОН - ТЕРРИТОРИЯ ТУРИЗМА •
 
1 место в конкурсе «Диво России»
В канун празднования Дня туризма мы беседуем с руководителем отдела районной администрации по анализу и прогнозированию социально-экономического развития территории Анастасией Валерьевной Са́лдушевой о последних новостях и событиях в сфере туризма Южного Прибайкалья, о том, с какими результатами мы подходим к этому празднику.
 
– В начале года мы, совместно со Слюдянской городской администрацией, подавали документы на Всероссийский командный конкурс туристических видеопрезентаций «Диво России – Золотой бренд», который существует с 2013 года, – рассказывает Анастасия Валерьевна. – Он собирает видео на различные туристические темы со всей страны, группирует их по номинациям, и затем выбираются победители. На него сразу необходимо представить 4 видеофильма, и мы в категории «Имиджевые ролики» подали на конкурс видеоролик о Южном Прибайкалье, два – о Байкальском Деде Морозе и ещё один ролик про экспедицию по будущему туристическому маршруту «Байкал – Хубсугул».
 
Когда члены жюри их посмотрели, то предложили видеоролики о Байкальском Деде Морозе, как достаточно сильные, представить параллельно на индивидуальный туристический фестиваль-конкурс «Диво России», что мы и сделали. На него было подано более 1000 видеороликов. Конкурс многоэтапный, мы успешно преодолели первый, региональный этап; и недавно прошел второй этап – окружной. Видеофильмы о Байкальском Деде Морозе защищала на нем сотрудник нашего отдела Екатерина Головинская. Надо было рассказать главную идею видео, в чем его изюминка и на кого оно направлено. На уровне Сибирского федерального округа в номинации «Событийный туризм» мы с видеороликом «Ледяная сказка Байкала» заняли первое место. И второе место занял фильм о Байкальском Деде Морозе в номинации «Доступный детский туризм».
 
Теперь с роликом «Ледяная сказка Байкала», занявшим 1 место, мы выходим на следующий этап – «Диво России – Азия», где нам предстоит конкурировать с победителями Уральского и Дальневосточного федеральных округов. И затем уже будет российский финал. Итоги подведут в октябре. Наша цель – популяризация Южного Прибайкалья как территории, интересной для отдыха и туристических путешествий, чтобы о нас узнали другие жители России. Эти видео будут транслироваться на различных каналах интернет-ресурсов. 
Что касается конкурса «Диво России – Золотой бренд», на который представлено сразу 4 ролика о Слюдянском районе, организаторы еще проводят отбор.
 
– Помнится, в прошлом году вы встречались с представителями Тункинского района, работающими в сфере туризма, и тогда родились какие-то совместные идеи…
– Да. В результате чего мы с 5 июля совместно принимаем участие в федеральном конкурсе «Открой свою Россию», по итогам которого будет создан каталог 30 брендовых маршрутов по нашей стране. 
 
Это конкурс высокого уровня. Председателем конкурсной комиссии является заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, в составе комиссии руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова. Главная цель этого проекта – вовлечение как потенциальных, так и существующих предпринимателей, жителей в создание качественного туристического продукта. А также вовлечение в процесс региональных управленческих команд, консолидация, обмен опытом и лучшими практиками с целью увеличения продолжительности пребывания туристов в территориях и создания конкурентоспособного туристического маршрута по России, интересного и экономически выгодного. 
 
Нашу команду курирует продюсер впечатлений и автор идей Игорь Сюч, он эксперт Агентства стратегических инициатив, эксперт Всемирной туристической организации UNWTO и Русского географического общества и др. С 2020 года он в качестве советника  сотрудничает с национальным парком «Тункинский». В его компетенции находятся вопросы прогнозирования, развития и инновационных технологий. 
В этом году мы заявились на конкурс межрегиональной командой: Тункинский район Бурятии и Слюдянский район Иркутской области.
На конкурс подано 96 заявок со 192 маршрутами, то есть каждый участник представил по два маршрута. Из этих 96 участников в следующий этап отобрали 33, в том числе и нашу команду. Мы подавали маршруты «Зима кочевника», он проходит в том числе и по Слюдянскому району, и «Летний Баргузин».
 
Сейчас у нас идет акселерационная программа, где нас обучают менторы. Среди них авторы курса в магистратуре МГУ имени Ломоносова, предприниматели крупных туристических компаний и другие специалисты. В процессе обучения они дают нам домашние задания, после выполнения которых мы выходим на предзащиту. Наша задача сейчас – отшлифовать два маршрута, которые мы подали на конкурс, и разработать новый маршрут на основании обучающей программы. Мы с Тункинским районом разрабатываем маршрут «Байкал – Тункинская долина – Хубсугул. Путь здоровья». Маршрут про две страны, три народа, три культуры. За 8 дней гость успевает познакомиться с ними и получить оздоровление.
 
В финале из 33 участников в ноябре останется всего 10 команд, которые представят 30 маршрутов. Они и станут брендовыми маршрутами России. Наша цель – дойти до финала. Мы давно сотрудничаем с Тункинским районом и пытаемся создать и разработать качественный маршрут «Байкал – Хубсугул», сделать его брендом. 
 
Когда разрабатывали стратегию развития Слюдянского района, уже тогда, в 2019 году, прописывали, что приоритетными видами в развитии туризма мы видим познавательный и оздоровительный. Есть такое понятие «ментальное здоровье», которое восстанавливается посредством природных факторов: аэротерапией, терренкурами, песчаным массажем, йогой и т.д. Такое направление набирает сейчас популярность. У Тункинского района оздоровительное направление одно из ключевых, поскольку у них более 100 природных источников. И Хубсугул – это тоже одно из мест силы, как и Байкал. Целевая аудитория нашего маршрута – люди, желающие обрести  свой дзен, когда ты устал от рутины, от работы, от принятия решений. Также у конкурса есть партнеры, они тоже отбирают понравившиеся маршруты, и мы подали заявку в номинацию «Путь здоровья» от группы компаний «Медси» и «Покори 4 стихии»  от «Ренессанс страхование». Партнерами будут выбраны дополнительные победители.
 
Мы понимаем, что наш район, Тункинский нацпарк и Хубсугульский – это территории, где более 90 процентов ландшафта чувствительны к рекреационным нагрузкам. Несмотря на это, есть большой потенциал для развития туризма, поэтому наш маршрут – для туристов высокого ценового сегмента. То есть в количественном выражении нас посетит маленький процент гостей, но экономический эффект от них будет выше, чем от массовых посещений. Это достигается за счет индивидуального транспорта, планирования маршрута под запросы туриста, персонального гида и т.д. 
 
– Интересно, что планируется показать на нашей территории?
– Мыс Шаманский в Слюдянке – символ начала Байкала и первая точка посещения. Дикий песчаный пляж. Это взаимодействие с землей. Станцию и храм – знакомство с православной религией и нашим уникальным вокзалом. Потом гостей ждет анималотерапия в хаски-парке, а в Байкальске - аэротерапия во время прогулки по тропе Сказочной на горе Соболиной и любование Байкалом с высоты птичьего полета. Затем морская прогулка на катере до Ангасолки, КБЖД. Посещение Култука, как самого древнего поселка на юге Байкала: первая улица, дегустация местных гастрономических брендов. И далее, по направлению в Тункинскую долину гости посещают Тибельти и Быструю – Домик художника (арт-терапия) и ферму «Твоя стихия» (анимало- и гастротерапия). В Тункинской долине их ждет  посещение вулканов, источников, мараловой фермы, дацанов, а на Хубсугуле – знакомство  с природой и традициями монголов.
 
По итогам первого обучающего модуля защита прошла 9 сентября. Жюри заинтересовал наш проект. Впереди ещё два модуля, две предзащиты и, надеемся, войдем в десятку лучших. Таких трансграничных маршрутов мало. К тому же маршрут у нас зеркальный: можно заезжать как со стороны России, так и со стороны Монголии. Это будет брендовый маршрут.
 
Как правило, по итогам таких конкурсов Агентством по туризму разрабатывается какая-то финансовая программа по поддержке предпринимателей. В прошлом году, например, был запущен грант на кемпинги. То есть такие конкурсы позволяют Федеральному агентству по туризму направлять финансовые средства на проекты, которые будут востребованы и принесут пользу для развития всей отрасли. И мы также по итогам этого конкурса надеемся на средства для развития инфраструктуры, в том числе у нас на Байкале. 
 
– Какие интересные события пройдут в этом году в День туризма?
– В этом году отмечается Год Байкала и юбилей Иркутского отделения Русского географического общества. Всё это привело к тому, что у нас на территории 25 сентября пройдет праздник, посвященный Всемирному дню туризма. 
В прошлом году мы, совместно с Ассоциацией индустриального туризма, в рамках проекта «Екатерининская верста на бывшем Большом Сибирском тракте» устанавливали верстовые столбы в Утулике и Байкальске, как символику этого тракта. В этом году следующий верстовой столб будет установлен в Слюдянском муниципальном образовании, там, где находилась почтовая станция Слюденская, в районе метеостанции на Хамар-Дабане. Инициативу поддержало руководство туристической базы «Хамар-Дабан».
 
Открытие этого события и празднование Дня туризма пройдет в Слюдянке на поляне у начала тропы на пик Черского. На мероприятие прибудут представители Агентства по туризму Иркутской области, представители Русского географического общества со всей России. У них в Иркутске с 22 сентября проходит большая всероссийская конференция, в программу которой также включено наше мероприятие. Здесь же, на поляне, новое култукское кафе продемонстрирует нам свою гастрономию. Они хотят показать авторские чаи и десерты к ним. Нам обещают преподнести настоящий сюрприз с использованием местных ингредиентов и рецептов наших предков, но в современной интерпретации. 
 
В этом году мэр  района А.Г. Шульц намерен поддержать музеи, которые активно участвуют (и выигрывают) в грантовых конкурсах: Историко-минералогический музей в Слюдянке и музей «Природа Южного Прибайкалья» в Байкальске. Музею природы, который в этом году ко Дню туризма готовит открытие новой экспозиции, посвященной микромиру Байкала, будет подарен микроскоп. А Историко-минералогическому музею будет компенсирована часть расходов по электроэнергии. Это поможет им в дальнейшем развитии. Музеи посещают не только гости нашей территории, но и дети, а образование детей – одна из первостепенных и важных задач.
 
Рекомендуем всем родителям вместе со своими детьми посетить музеи во Всемирный день туризма. У нас в районе восемь музеев: пять в Слюдянке, музей Николая Рериха в Ангасолке, один в Байкальске и один музей на железнодорожной станции в порту Байкал. В них собраны интересные коллекции и экспонаты. 
 
Мы поздравляем всех с наступающим Всемирным днем туризма. И тех, кто работает в туристической сфере, и тех, кто путешествует. Путешествия помогают нам найти себя и по-настоящему вернуться домой. Спасибо всем участникам индустрии гостеприимства в Южном Прибайкалье за ваше неравнодушие, активную позицию, за то, что вы, несмотря ни на что, делаете путешествия наших гостей яркими, интересными и комфортными! Желаем вам продолжать совершенствовать индустрию гостеприимства, принимать активное участие в грантах, а их сейчас огромное количество. Давайте будем активными участниками, а не сторонними наблюдателями, и тогда все вместе мы создадим свое завтра! И пусть все путешествия сбудутся! 
 
 
За полугодие, с 1 января по 1 июля, нашу территорию посетили 140 тысяч туристов. 
8 процентов малых предприятий района работают в сфере туризма.
Ольга Николаева.
На фото:
Анастасия Салдушева и Екатерина Головинская.