Точка роста

 
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ  «ТОЧА РОСТА» •
 
Сады Виктории
В школе №12 планируется реализация проекта «Клубника круглый год»
В этом учебном году еще в трех школах района открылись образовательные центры «Точка роста». В школе №12 г. Байкальска под «Точку роста» отдана одна из рекреаций 3 этажа, здесь завершаются ремонтные работы в трех кабинетах: химии, физики и компьютерном. В центрах «Точка роста» каждой из школ есть, кроме общих, свои программы и направления. О том, в каком направлении будет работать Центр в школе №12, мы беседуем с его руководителем Надеждой Петровной Рябцовской и преподавателем биологии Еленой Дмитриевной Сакун.
 
Н.П. Рябцовская: – Задачи и цели у всех центров одинаковы: в первую очередь - совершенствование условий для повышения качества образования, расширение возможностей в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленности – биологии, химии и физики.
 
Мы углубляем программы дополнительного образования, отрабатываем учебный материал по перечисленным предметам, педагоги и учащиеся будут вовлечены в проектную и исследовательскую деятельность. Благодаря проекту «Точка роста» мы планируем осуществлять постоянную взаимосвязь с высшими учебными заведениями.
 
– Исследовательская деятельность с чем может быть связана? 
Е.Д. Сакун: – Школа является экспериментальной площадкой под кураторством  Управления социально-экономического развития администрации Слюдянского района по реализации инновационного проекта агробизнес-образования «Вертикальное растениеводство». По этой программе школа оснащена фитостеной из живых растений в рекреации начальных классов и фитостеной из живых растений в кабинете биологии. В кабинет биологии поступило оборудование для агрокласса: наглядные пособия, таблицы, увеличительные приборы. Для организации работы – модульные разборные столы и стулья, лаборатория по выращиванию растений, почва, и буквально сейчас, осенью, планируется установка вертикальных конструкций для выращивания рассады клубники и зелени.
 
Данный проект реализуется на уровнях первоначального звена, среднего звена и старшего звена. Цель – формирование агрономических компетенций у учащихся.
 
– А нашим учащимся нужны агрономические компетенции? Фитостены год уже просуществовали…
– За этот год фитозоны претерпели некоторые изменения. Часть растений мы с детьми заменили, потому что первоначально были заложены растения, которые не предназначены для фитостены в наших условиях. И весь процесс дети прошли с самого начала – от закладывания почвы, рассады, выращивания растений и ухода за ними. И фитостена на первом этаже приобрела другой вид. Важен был и её дизайн, поэтому мы подбирали растения, которые могли её украсить и по цветовой гамме, и по пышности, с учетом вегетативной части растений. Все облагорожено и красиво. В кабинете биологии тоже к октябрю дизайн правой и левой частей фитозоны мы сделаем по-другому.
 
Выращивание растений для стены – это исследовательские и дизайнерские проекты школьников 6-9 классов в рамках дополнительного образования. 
 
Ребята начальной школы выращивали цветы из семян. Вели исследовательские наблюдения за тем, как они растут в разных световых условиях, при разных видах подкормки питательными веществами. Они выращивали цветы для школьной клумбы до конечного этапа. А рассаду высаживали старшеклассники, и дизайн клумбы делали они.
 
Ребята начальной школы работали над проектом по выращиванию зелени «Укроп и петрушка – здоровья кладовушка», в разных условиях и с разным уходом ставили различные исследовательские эксперименты. 
 
Кроме того сейчас у нас закладывается проект вертикального растениеводства «Клубника круглый год». Это вкусная и полезная ягода, и будет замечательно выращивать её в течение всего года. Будем экспериментировать – на то у нас и агрокласс, и «Точка роста», чтобы дети своими руками пробовали выращивать различные растения.
 
То есть у вас проекты агрокласса и «Точки роста», по сути, пересекаются? 
Н.П. Рябцовская: - Да, агрокласс и спецкурс «Клубника круглый год», который запускается у нас в «Точке роста», будут пересекаться и взаимодействовать. Мы изучили технологию вертикального растениеводства, капельный полив. Кроме того дети будут изучать химический состав почвы и воды благодаря спецкурсу «Химический эксперимент», который у нас в Центре ведет педагог по химии Галина Владимировна Забелло. То есть у нас идет взаимосвязь между предметами и спецкурсами. 
 
Е.Д. Сакун: – Для курса практической биологии, для того же проекта «Клубника круглый год», у нас есть цифровое оборудование по изучению фотосинтеза, то есть физиологии растений. Его тоже приемлемо включить в спецкурс лаборатории, которая к нам приходит по программе образовательного центра «Точке роста». 
 
– А ребята с интересом занимаются подобными исследованиями?
Е.Д. Сакун: – Конечно. Мы и набираем детей, которые хотят биологией заниматься. В проектной деятельности учащиеся приобретают навыки ухода за растениями: опрыскивают, поливают, удобряют. Изучают условия всхожести семян и роста растений, наблюдают за ростом сеянцев и обязательно получают результат – растения, выращенные своими руками. 
 
На уроках по предметам мы видим, какие дети желают заниматься биологией, и готовим их дальше в образовательные учреждения, связанные с биологией: медицинские, экологические. 
 
Кто хочет конструировать, идут на технологию.
Н.П. Рябцовская: – В дальнейшем мы планируем сделать рецептурники, куда соберем рецепты продукции, которую можно производить из клубники. Обязательно её сертифицируем, это мы сможем сделать на следующем спецкурсе, который у нас преподают технологи. Здесь подразумевается взаимосвязь с высшим учебным заведением, в частности, с Иркутским политехническим университетом.
 
Для проекта «Клубника круглый год» мы сможем привлекать мальчиков, которые на уроках технологии могут конструировать вертикальные конструкции из подручных материалов. Также мы хотим поучаствовать в таком молодежном направлении, как «Вордскилс» по профессии «лаборант химического анализа». Вот такие у нас есть задумки, и мы будем стремиться к реализации наших планов.
 
Мы лишь приоткрыли то, чем будут заниматься в «Точке роста» 12-й школы. Как сказано на сайте учреждения, в Центре планируется реализация общеобразовательных программ по химии, физике, информатике, биологии, экологии, а также реализация программ дополнительного образования, проектной и внеурочной деятельности и проведение социокультурных мероприятий. Все педагоги Центра «Точка роста» прошли дополнительное обучение по различным направлениям деятельности. Это творческие и инициативные преподаватели, которые смогут поддержать у детей интерес к учебе и научно-техническому творчеству.
Ольга Николаева.
На фото:
1. Н.П. Рябцовская и Е.Д. Сакун у обновленной фитостены.
2. Новая мебель  в кабинеты.