Отчет мэра

РАЙОН
 
Отчет о результатах деятельности мэра 
Слюдянского муниципального района, 
деятельности администрации муниципального района
и иных подведомственных мэру муниципального района органов местного самоуправления,
в том числе о решении вопросов, поставленных Думой Слюдянского 
муниципального района за 2020 год, о ходе реализации в 2020 году Плана мероприятий
по реализации Стратегии социально-экономического развития
муниципального образования Слюдянский район, об эффективности реализации
муниципальных программ в 2020 году
 
Основными финансово-экономическими итогами отчетного 2020 года стали показатели демографии, реального сектора экономики, заработной платы и финансов.
 
Демографическая ситуация в Слюдянском муниципальном районе на протяжении 10 последних лет характеризовалась снижением численности населения по причине естественной и механической убыли населения, за исключением 2019 года, где наблюдалась положительная динамика, связанная со снижением показателя смертности. Так, численность постоянного населения, по состоянию на 01.01.2021 года, составляет 38 995 человек. По сравнению с 2019 годом, снижение составило 102 человека.
 
В 2020 году страна столкнулась с пандемией коронавируса, вынужденным введением карантинных мер, закрытием предприятий и границ, а также с резким обвалом цен на нефть. В то же время экономический спад оказался меньше ожидаемого и не таким масштабным, как в ряде других государств. Эксперты в первую очередь считают это результатом своевременных мер господдержки бизнеса и населения. 
 
За 2020 год предприятиями и организациями Слюдянского района получено выручки от реализации продукции, работ, услуг (в действующих ценах) более 11,2 млрд. рублей, или 103,1 % к аналогичному периоду прошлого года. Однако на фоне умеренного роста экономики района отмечено снижение выручки предприятий малого бизнеса на 5,3%, что является фактором, вызванным сокращением числа самих действующих предприятий и организаций на 10% по ЮЛ и 1,3 % по ИП. Данные сокращения являются последствиями пандемии коронавируса. Также отмечается спад вклада предприятий промышленного производства с 16% в 2019 году до 14% в отчетном периоде. 
 
В натуральных же показателях за 2020 год Слюдянский район произвел 854,5 тыс. кубических метра щебня, 3719,3 тысячи декалитров питьевой бутилированной воды, 1004 тонн хлебобулочных и кондитерских изделий, 1442 тонны макаронных изделий, тем самым позволив полностью обеспечить население Слюдянского района макаронными изделиями и питьевой водой.
 
Вместе с тем, меньше ожидаемого последствия ограничительных мер, связанных с недопущением распространения COVID-19, коснулись показателей оборота розничной торговли, общественного питания и туристической отрасли. По обороту розничной торговли за 2020 год Слюдянский район занял 2 место из 42 муниципальных образований Иркутской области и составил более 5 млрд. рублей с темпом роста в 101,3% при среднеобластном 97,8%.
 
Индекс физического объема оборота общественного питания составил 91,6% к уровню 2019 года, что выше среднеобластного на 18,7%. По данному показателю Слюдянский район занял 7 место среди 42 муниципальных образований Иркутский области. Развитие в Слюдянском районе не только летнего туристического сезона, но и зимнего, позволило показателям туристической отрасли Слюдянского района практически в 2 раза превысить среднеобластные. 
 
Заработная плата по полному кругу организаций Слюдянского района сложилась на уровне 30 906,6 руб., с темпом роста 105,5 %. Заработная плата по крупным и средним предприятиям составила 45 113,4 руб., темп роста – 106 %. Для сравнения – средний показатель по Иркутской области составляет 56 118 руб. В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата, финансируемая из консолидированного местного бюджета, составила 34 191,75 руб., что на 10 % больше показателя за 2019 год.
 
Состояние консолидированного бюджета Слюдянского муниципального района характеризуется следующими показателями.
• Фактическое исполнение доходов бюджетов района и поселений в 2020 году составило 2 427 460,8 тыс. руб., доля доходов бюджета Слюдянского муниципального района составляет 68,7%.
• Расходы бюджетов района и поселений составили 2 458 917,4 тыс. руб., в том числе доля расходов бюджета района составляет 67,8%.Рост доходов консолидированного бюджета относительно 2019 года составил 31,3%, объем расходов вырос на 36%. 
• В структуре расходов бюджета преобладающими являются расходы на социальную сферу, которые составляют 46,3% всех расходов консолидированного бюджета. Однако в денежном выражении данный вид расходов в 2020 году меньше, чем в 2019 году, на 7 млн. рублей в связи с переводом детей на дистанционное образование и отсутствием летней оздоровительной кампании, как следствие ограничительных мер по недопущению распространения COVID-19. 
• Увеличен на 353 млн.руб. объем расходов на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности по отношению к 2019 году. 
• Третье место в структуре расходов занимают расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, которые, в сравнении с 2019 годом, возросли в 3,6 раза, что в основном связано с реализацией мероприятий по устранению паводковых ситуаций в руслах рек.
• Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство без учета капитальных вложений снижены на 21,6% по отношению к 2019 году. Расходы в рамках национальной экономики в консолидированном бюджете увеличены на 19,6%. Все расходы консолидированного бюджета были направлены на развитие Слюдянского района согласно цели и задачам Стратегии социально-экономического развития Слюдянского муниципального района, реализующимся поэтапно. В настоящее время Слюдянский район находится на 1 этапе реализации Стратегии – это 2019-2024 годы, который предусматривает диверсификацию экономики и социальное строительство. 
 
Достижение цели и задач Стратегии осуществляется за счет реализации 67 проектов Плана мероприятий по реализации Стратегии в рамках 18 муниципальных программ района, а также программами поселений. Все цели и задачи Стратегии синхронизируются с национальными проектами Российской Федерации и Иркутской области. 
 
Основной целью Стратегии является «повышение качества человеческого капитала на основе социально ориентированного типа экономического развития». Для достижения поставленной цели разработаны 3 задачи с механизмами реализации посредством исполнения муниципальных программ, а также в рамках муниципально-частного партнерства. 
 
Первой задачей Стратегии является «обеспечение достойных условий жизни». Достижение данной задачи осуществляется путем реализации 15 муниципальных программ и исполнения 18 ключевых проектов Плана мероприятий по реализации Стратегии, большинство из которых представлено в социальной сфере.
 
Приоритетная задача образовательной системы Слюдянского района – это повышение качества всех уровней образования, развитие системы его доступности для реализации интересов, способностей и умений подрастающего поколения. 
 
Так, основными показателями социальной сферы в отчетном периоде стали следующие.
- Снижение на 8% доли нуждающихся, состоящих на учете в ДОУ от 0 до 3 лет, а также отсутствие очередности детей в ДОУ в возрасте с 3 до 7 лет.
- Получение аттестатов об общем образовании всеми учащимися 9 и 11 классов. Здесь следует отметить, что в 2019-2020 учебному году ОГЭ и ЕГЭ не проводились, итоговые отметки в аттестаты выставлялись по результатам промежуточной аттестации.
- Рост количества выпускников 11-х классов, получивших медали «За особые успехи в учении», составил 2,7 раза, по сравнению с 2019 годом. Так, медали получили 27 человек.
- Увеличение доли победителей олимпиад с 3% до 23,5%, поскольку одной из важнейших форм для выявления и реализации одаренных детей является участие во Всероссийской олимпиаде школьников. В 2020 году, в связи с ограничительными мероприятиями, муниципальный и региональный этапы олимпиады проходили с применением дистанционных технологий на базе территориального ресурсного центра. 
- Обеспечен 100% охват учащихся, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий в период пандемии, а также организованы мероприятия по повышению уровня подготовки педагогических работников для работы в новых условиях. Дополнительное образование детей – как инструмент для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, обеспечения подготовки и ранней профориентации будущих кадров – охватывает 63% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
- В рамках текущей работы проводились мероприятия по социальной поддержке населения. Так, организован проезд школьников из отдаленных районов, в которых нет образовательных учреждений, до места учебы и обратно по маршруту "Слюдянка – Байкальск". В 2020 году на данные цели направлено 178,8 тыс. руб., этой мерой социальной поддержки воспользовались 53 школьника. 
- В рамках регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» обеспечены бесплатным питанием учащиеся, посещающие муниципальные и частные общеобразовательные организации. 
 
- В образовательных учреждениях в 2020 году организовано бесплатное питание для 7 категорий детей. Охвачены льготным питанием 3 510 обучающихся, что на 38% больше, чем в 2019 году, и составляет 69% от общего числа обучающихся, а количество человеко-получателей составило 5 333 ребенка. 
- Стоимость питания в среднем по району составляет от 47,34 до 54,67 рубля завтрак и от 66,5 до 76,5 рубля обед. На обеспечение питанием направлено 30 480,8 тыс. рублей, объем расходов, по сравнению с 2019 годом, увеличился на 9 557,3 тыс. рублей, или 46%. В 2020 году администрацией Слюдянского муниципального района оказана адресная материальная помощь 82 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на сумму 773 тыс. рублей.
- Предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг осуществлено в сумме 52 млн. 924 тыс. рублей. Поддержку получили 2 333 семьи. 
 
В последние годы уделяется особое внимание оказанию содействия социально ориентированным некоммерческим организациям. В 2020 году на данное направление был направлено 1 млн 300 тыс. рублей. Профинансированы 10 общественных организаций района. В рамках создания условий для оказания медицинской помощи населению реализовано 2 основных направления  – это профилактика социально значимых заболеваний и укомплектованность врачебными кадрами медицинских учреждений. На данные цели было направлено 319,9 тыс. рублей. 
 
Приобретены и переданы Слюдянской районной больнице 2 медицинских аппарата и расходные материалы. Нехватка врачебных кадров в районе составляет около 50%. В 2020 году привлечены 3 специалиста – врач терапевт, врач невролог и врач педиатр, получившие единовременную выплату по 50 тыс. рублей. 
 
С целью обеспечения комплексных мер безопасности, противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера бюджетом Слюдянского муниципального района освоено 21 695,6 тыс. рублей, в том числе на проведение аварийно-спасательных работ в руслах рек, пострадавших в результате паводка 2019 года, направлено 12 565,873 тыс. рублей.
 
Приобретены технические средства системы оповещения и информирования населения; приобретены материальные запасы для нужд гражданской обороны и решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлены мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, а также направлены средства на совершенствование единой диспетчерской службы. 
 
По итогам смотра-конкурса на звание «Лучшая единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования Иркутской области», ежегодно проводимого ГУ МЧС России по Иркутской области, в 2020 году ЕДДС Слюдянского района заняла третье место среди 42 ЕДДС муниципальных образований Иркутской области. Единой дежурно-диспетчерской службой в 2020 году от населения принято 13540 сообщений. Службой 112 от населения принято 21 821 сообщений.
 
В рамках мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних освоено 273,7 тыс. рублей. Проведено 8 профилактических мероприятий для детей и 5 мероприятий для специалистов системы профилактики. Данные меры позволили снизить количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 48% по отношению к 2019 году, увеличить на 1 ребенка количество устроенных детей из учреждений в семьи, а также снизить число несовершеннолетних детей, состоящих на учете в Банке данных лиц, находящихся в социально опасном положении, на 25%, или 13 человек, снизить количество состоящих на учете семей на 9%, или 8 семей.
 
На развитие культуры, физической культуры, спорта и молодёжной политики направлено в общей сложности в 2020 году 33 млн. 991,5 тыс. рублей, что на 38% больше финансирования, направляемого в 2017 году. В рамках развития культуры проведено 1 778 мероприятий для различных групп населения, в которых приняли участие более 131 тысячи человек. Также в районе действует 131 культурно-досуговое формирование, число участников составляет 2 452 человека. В рамках развития физической культуры и спорта проведено 151 спортивное мероприятие. Процент занимающихся физической культурой и спортом в районе ежегодно растет и составляет сейчас 35% от всей численности населения. 
 
По линии молодёжной политики в течение 2020 года  проведено 316 мероприятий, в которых приняли участие 2 262 человека. Большая часть запланированных мероприятий на 2020 год проходила в онлайн-формате, те мероприятия, которые невозможно было провести в данном формате, согласно указаниям «Роспотребнадзора», были отменены.
В целях создания качественной социальной инфраструктуры администрацией Слюдянского муниципального района реализуются мероприятия по строительству и капитальному ремонту учреждений образования. В рамках проекта по строительству школы на 725 мест в г. Слюдянке за счет средств областного и местного бюджета расходы в 2020 году составили 223 683,9 тыс. рублей. 
 
Здание школы выполнено на 20 %, в том числе практически все цокольные этажи, часть первого этажа, выполнены наружные сети электроснабжения, тепло-водоснабжения, канализации. Выполнены на 60% работы по противопожарной емкости. Произведена поставка материалов и оборудования на строительную площадку для выполнения общестроительных работ. 
 
Не освоен объем денежных средств – 24 368,3 тыс. рублей. Причиной не освоения является возникновение форс-мажорных обстоятельств, а именно введение ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в связи с чем на объекте строительства в период 2020 года имелся дефицит рабочей силы. 
 
В рамках строительства полигона ТКО на территории Быстринского муниципального образования в 2020 году направлено 111 111,2 тыс. рублей.
На земельном участке выполнена:
– валка деревьев с вывозом и корчевкой пней;
– установка локальных очистных сооружений;
– установка КПП с бытовыми помещениями;
– установка вагона-бытовки для персонала;
– установка дизельной электростанции;
– ограждение территории полигона.
Процент готовности 1-й карты составляет 90%.
Завершение строительства планируется в 2021 году – сумма ассигнований из областного и местного бюджетов составит 193 894,5 тыс. рублей.
 
Проведен выборочный капитальный ремонт учреждений социальной сферы в 2020 году за счёт средств субсидии из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий перечня проектов народных инициатив, а также за счёт средств субсидии, предоставляемой из областного бюджета местному бюджету в рамках государственной программы Иркутской области «Развитие образования». Выполнено 14 мероприятий в 10 учреждениях социальной сферы по выборочному капитальному ремонту на общую сумму 23 344,96 тыс. руб. Произведен ремонт кровли в 4 учреждениях, ремонт силовых и осветительных сетей в 6 учреждениях, замена заполнений оконных проемов – в 4 учреждениях.
 
С целью создания комфортных и безопасных условий для работы и обучения в социальной сфере почти 20 млн. руб. бюджетных средств направлено в 2020 году на приобретение и укрепление материально-технической базы учреждений образования. Так, для обеспечения безопасности школьных перевозок и ежедневного подвоза обучающихся к месту обучения и обратно в МБОУ ООШ № 1 и МБОУ СОШ № 12 приобретены 2 автобуса на сумму 4 015 тыс. рублей, в том числе средства районного бюджета 547,9 тыс. рублей. 
 
На выполнение требований «Роспотребнадзора» в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением CОVID-19, из средств местного бюджета было направлено 4 655,33 тыс. рублей. Были приобретены рециркуляторы, локтевые дозаторы, дезинфицирующие средства, бесконтактные термометры, а также ткань и фурнитура для пошива силами педагогического персонала и работниками дошкольных учреждений более 5000 масок.
 
На развитие домов культуры из областного бюджета предоставлена субсидия в целях софинансирования расходных обязательств. Были приобретены световое, мультимедийное оборудование, мебель. Общая сумма мероприятия составила 1 378,6 тыс. рублей, в том числе средства районного бюджета 124,1 тыс. рублей
 
В рамках реализации мероприятий перечня проектов народных инициатив производилось укрепление материально-технической базы образовательных учреждений на сумму 4 833,8 тыс. рублей. Так, в образовательные учреждения приобретено кухонное оборудование, мебель, соответствующее оборудование для агрокласса, мебель в базовые центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», полностью обновлена мебель в сельских библиотеках.
 
На приобретение средств обучения и воспитания за счет предоставленной субсидии была произведена поставка учебной мебели для МБОУ СОШ № 49 и МБОУ СОШ № 50 на сумму 4 560,9 тыс. рублей, в том числе средства районного бюджета составили 410,5 тыс. рублей. На приобретение спортивного оборудования и инвентаря в две ДЮСШ района направлено 533,146 тыс. руб.
 
В целях участия в региональных и национальных проектах администрацией Слюдянского муниципального района проводится работа по разработке проектно-сметной документации. Так, в 2020 году была продолжена работа в данном направлении по нескольким объектам.
(Продолжение отчета мэра района – в следующем номере СМ)
 
На фото сверху вниз:
1. ЦРБ. Новые машины скорой помощи.
2. ЦРБ. Передвижной ФАП для селян. На фото С.М. Степанова, медсестра.
3. Школа №49. Агрокласс.
4. Школа №4. Новые светильники в классе.
5. Открыт новый кабинет «Точка роста». Школа №2.