Муниципальная реформа

 
• АКТУАЛЬНО •
 
Муниципальная реформа:
за и против.
Мнение мэра района А.Г. Шульца

Редакция «Славного моря» уже писала о новых видах муниципальных образований, которые внесены в 131-й Закон о местном самоуправлении, и о предложениях областных властей по новому территориальному делению внутри Слюдянского района, а также о совещании на данную тему, которое прошло у нас в начале февраля. Сегодня мы предлагаем вам мнение мэра района А.Г. Шульца по этому поводу.

– Алексей Гербертович, было ли предлагаемое областью деление территорий Слюдянского района на два муниципальных образования – Слюдянский муниципальный округ и Байкальский городской округ – неожиданным для районных органов местного самоуправления?

– Федеральный закон о муниципальных округах приняли в 2019 году. Что это подразумевает? Если говорить простым языком – единоначалие. Сегодня нередко по всей стране власти сталкиваются с проблемой управляемости. Если только в Иркутской области около 400 сельских поселений, представляете, сколько муниципальных образований в масштабе страны?
В принципе, такое объединение территорий было прогнозируемо. Программа рассчитана до 2025 года и, в моём понимании, она все равно будет исполнена. В некоторых районах реформа уже идёт. Где-то она встречает понимание, где-то нет – у всех по-разному. Но то, что в итоге это произойдет, – неоспоримо.

Мы в нашем районе, может быть, пока и не поднимали этот вопрос, присмотрелись бы, прислушались, но у нас есть моногород Байкальск, который работает по своим программам. Сегодня президентом поставлена задача «ВнешЭкономБанку» разработать модель развития города Байкальска. Чтобы исполнить эти программы, Байкальск должен существовать отдельно. Но это не разделение территории или отчуждение. Он все равно остается в составе Слюдянского района, в своих границах. Если разрабатываемая концепция развития Байкальска будет принята, в городе будет внедрено множество новых технологий. Мы, ближайшие жители, тоже сможем получать все услуги по отдыху, не тратя свои финансы на дальние поездки: в 30 километрах – и аквапарки, и любые аттракционы, и прочие развлечения. Это можно только приветствовать. 

Но, исходя из этих событий, чисто логически вытекает вопрос: что с другими территориями Слюдянского района? Все равно рано или поздно придется исполнять этот указ. А раз у нас уже началась эта процедура, надо и с остальными территориями что-то делать.

В свое время я работал на городе, в администрации, и у меня четкое понимание было: в административном центре не должно быть две администрации, районная и городская, – жизнь показывает, что это неправильно, мешает в управлении… Полномочия на одной территории разделены между районом и городом. А люди этого не понимают: кто и за что несет ответственность. Например, я хожу по городу, и жители мне по привычке задают вопросы: почему лампочки не горят, почему вот здесь мусор лежит, почему там я не могу построить? Они не понимают, что функции разделены. И всегда неловко себя чувствуешь: и объяснять как-то неудобно, что ты не несешь ответственности за это, и в то же время на тебе лежит моральная ответственность. 

Поэтому когда руководитель один – это нормальный вариант: тогда с одного будет спрос и за тепло, и за уборку, и за строительство – то есть за все, что является жизнеобеспечением города. А кто будет руководителем – определят сами жители на выборах. 

Сельские же поселения самостоятельно не смогут выжить, им все равно придется входить в единый округ. При этом в Законе четко сказано: административные центры в этих поселениях остаются, они не теряют территориальности. Но главы в поселениях будут назначаться. Да, эта реформа даст сокращение в пределах 20 процентов работников администраций.

– Скорее всего, уйдут представительские функции и всё, что связано с ними?

– Правильно говорите. А специалисты останутся, и будут исполнять полномочия. Но они смогут работать единой командой со специалистами районного центра, и это будет результативней. В некоторых поселениях говорят: про нас забудут, все это было уже ранее, нам никто и ничего не давал. Уважаемые, для этого на территории остаются администрации; также в общем представительном органе – думе все равно будут депутаты от поселений.

Сегодня все наши поселения довольны финансированием, которое мы им выделяем. Это факт, и они осознают в этом заслугу района. Любой глава понимает, что если у него не будет финансов, он ничего не сможет сделать, и ещё недавние последователи будут постоянно терзать его. Такое финансирование поселений – это мое личное понимание происходящих событий, потому что я работал главой города. И всегда говорил, обращаясь в район: дайте мне рубль, я вам принесу десять. И делал это, когда финансы нам выделяли. Это давало возможность привлекать деньги из области и федерации, обеспечивая софинансирование различных проектов. То же самое должно быть в поселениях, деньги должны работать. 

Почему сейчас у нас получается оказывать финансовую помощь поселениям? Мы превращаем рубль в два-три рубля. У нас этот процесс идет, мы умеем доказывать в области свое участие в различных программах, обеспечивая их софинансирование и привлекая тем самым в район дополнительные средства. Это сложно, но мы полностью изменили подход к работе со своими финансами. 

Поймите, если нашим сельским поселениям не помогать, они будут жить, как и раньше, – ни о чем. Сегодня главы могут и дороги почистить, и ремонты сделать, и освещение – у них сейчас есть на это средства. Поэтому на совещании о новом муниципальном устройстве, которое состоялось в начале февраля, большинство сельских поселений – Новоснежная, Утулик, Быстрая, Порт Байкал, Маритуй – высказались за объединение. 

Сегодня позиция правительства однозначна: провести на нашей территории реформу. Может быть, она претерпит какие-то изменения, или какие-то параметры поменяются. Мы сегодня говорим о преобразовании в муниципальном устройстве не как о свершившемся факте, а как о возможном.

– Вы на планерке финансистам и экономистам давали задания посмотреть с экономической точки зрения, какие варианты существования муниципальных образований более выгодны.

– Раньше при таком объединении (и Ангарск с этим столкнулся) территория теряла 10 процентов НДФЛ. Сегодня в Закон вносят изменения, чтобы территория ни в коем случае не потеряла свои налоги. То есть базовая налоговая часть дохода в бюджет остается, какая и была. Второе, в законе предусмотрены преференции округам, которые будут образованы сейчас (первыми); и третье – тем, кто сегодня войдет в эту реформу, три года не надо будет платить за любые заказываемые проекты. Например, по строительству детских садов, школ, клубов, по ремонту образовательных учреждений, за проекты жилой застройки – не надо будет платить ни копейки. А это большие суммы. Сегодня плата за экспертизу проекта увеличилась в три раза: с 500 тысяч рублей до 1500 тысяч. Поэтому все преференции надо брать, учитывая, что в дальнейшем реформа все равно неизбежна. А мы знаем правило: кто первый прибежал к финишу, у того медаль другого цвета. 

Сегодня речь даже не о финансах, а о лимитах бюджета (не все это поймут). Мы ограничены в своих желаниях нашим дефицитом. Получив консолидированный бюджет, мы сможем получить лимиты в большем количестве, и это нам дает возможность для маневра. В экономике это очень важно.

Например, Байкальск глубоко дотационный, потому что в городе нет промышленных производств, налоговая база очень слабая. Сегодня практически все лимиты района мы отдаем Байкальску. Если он отделится, наши лимиты останутся у нас. А у Байкальска появится другая возможность для выравнивания своего бюджета – из бюджета области, минуя район и не затрагивая наши лимиты. 

Самое главное в предлагаемой реформе – управляемость территорий. Мне сегодня нравится наше взаимодействие с главами поселений. Сельские поселения душой приняли нашу совместную работу, знают и понимают, что происходит, и положительно оценивают работу района, направленную на дополнительное финансирование поселений. Я постоянно смотрю бюджет, анализирую, ищу внутренние резервы. Ждать, что тебе кто-то что-то даст – бесполезно. Сначала надо посмотреть, что мы сами можем сделать. Вот мы и просмотрели всё до копеечки – это нам дало большой серьезный толчок. 

Кроме помощи, которую мы оказываем поселениям, миллионов 12 каждый год мы отдаем в образование, эти средства тоже нигде не были запланированы, это только благодаря внутренним резервам. Я всегда анализирую бюджеты каждого поселения, рассматриваю финансовое положение, считаем и смотрим со специалистами, как и что вернее сделать. И, конечно, поселения понимают, что им лучше объединиться под эгидой муниципального округа.

– Когда это может произойти? Насколько я поняла, Байкальск уже сейчас может начинать работу по преобразованию в городской округ?

– Нет. Сейчас необходимый пакет документов готовит областное управление по региональной политике, в июне они должны быть приняты Заксобранием Иркутской области. В январе 2022 года Закон вступает в силу, но все как работали, так и продолжают работать до сентября 2022 года, до выборов. Этот период будет считаться переходным. И далее после выборов все сохраняется, все самостоятельно работают, но это будет уже единая территория с единым бюджетом. 

Впрочем, мы говорим о модели, это не окончательный вариант. Он может меняться в любую сторону, а может и вообще не состояться. Но я привык: если намечается какое-то действие, его надо заранее по полочкам разложить, чтобы осознанно понять, надо это или нет. 

На мой взгляд, районная и городская администрации должны быть единой администрацией, и глава должен быть один. Но не следует думать, что если это продвигает район, то главой будет А.Г. Шульц, а если город Слюдянка, то главой будет В.Н. Сендзяк. Кто будет возглавлять муниципальный округ, решат люди, которые придут на выборы в сентябре 2022 года. За кого они отдадут большинство голосов, тот и станет возглавлять территорию. 

Ольга Николаева.