Новое муниципальное устройство

• Актуально •
 
Новое муниципальное устройство:
за и против
С нового года власти района и поселений обсуждают новое муниципальное устройство,
предлагаемое к реализации на территории Слюдянского района.
 
Делимся по-новому
Как административно-территориальная единица, сказал А.Г. Гоголев, временно замещающий должность начальника управления губернатора и правительства Иркутской области по региональной политике, Слюдянский район остается, но вместо девяти муниципальных образований с выборными главами и депутатскими корпусами, которые существуют у нас сегодня, останется, возможно, и скорее всего, только два: Байкальский городской округ и Слюдянский муниципальный округ.
 
«Городской округ» и «муниципальный округ» – это два дополнительных вида муниципальных образований, которые внесены в 131-й Федеральный закон о местном самоуправлении в 2019 году. И, конечно, с 2019 года в администрациях района, Слюдянского и Байкальского городских поселений новые виды устройства муниципальных образований так или иначе обсуждались. К этому подвигает территории и региональное правительство, предлагая муниципальным районам стать муниципальными округами. Основное отличие округа от района – в отсутствии так называемого третьего уровня власти. То есть муниципальное образование «район» (второй уровень власти) не делится на «поселения» (третий уровень власти), а существует единой территорией с единой исполнительной и представительной властью.
 
Отчасти такая схема предлагается потому, что малые поселения не могут существовать самостоятельно. В подавляющем большинстве в их бюджете не хватает средств, собираемых на территории поселения, даже на содержание администрации. А многие и вовсе не имеют своих средств и полностью живут на дотации и субсидии. Не могут они обеспечить из собственного бюджета даже небольшое софинансирование, чтобы войти в областные и федеральные программы для решения каких-то вопросов в своих поселениях. То есть финансово они зависят от районов, да и многие свои полномочия они тоже делегируют районной власти, потому что просто не в состоянии их исполнить.
 
Именно поэтому всем поселениям района предлагают стать едиными, с единой властью (как это и было раньше), с новым статусным названием – «муниципальные округа». В этом случае глава (мэр) и депутаты избираются только на уровне округа (района). В поселениях администрации останутся, но их руководители будут назначаться окружной (районной) властью.
 
А что Байкальск?
В большинстве районов нашей области все населенные пункты собираются под эгидой какого-нибудь одного, самого крупного поселка или города с развитой инфраструктурой. И, как правило, район носит с таким населенным пунктом одноименное название. Но, как говорят областные власти, в Слюдянском районе сложилась уникальная ситуация: здесь два крупных населенных пункта: город Слюдянка и город Байкальск. Поэтому для нашей территории первоначально обсуждалось несколько вариантов, в большей степени именно из-за Байкальска. В итоге самим же Байкальском они были отметены: здесь остановились на создании «городского округа» в ныне существующих границах.
 
В этом случае Байкальск ничьих интересов не ущемляет. Дело в том, что при переходе на новое муниципальное устройство требуется согласие всех «игроков». Если, например, расширять Байкальский городской округ за счет ближайших соседей, Утуликского и (или) Новоснежнинского поселений, на это надо получить их одобрение, да и по времени этот процесс более длительный. Существовать как «муниципальный округ» Байкальск тоже не сможет, в этом случае он теряет статус моногорода, а вместе с ним и федеральное финансирование. Тоже не вариант. Именно поэтому бывший город целлюлозников в составе Слюдянского района предлагают сделать Байкальским городским округом, и он будет развиваться по своим программам, как моногород, как особая экономическая зона туристско-рекреационного типа.
 
В этом случае полномочия по организации образования возвращаются на территорию, появляются надежды и на восстановление работы Байкальской медсанчасти. Полномочия по здравоохранению – уровень области, но напрямую вопросы все равно будет решать проще.
 
Колебания Слюдянки
В начале февраля в администрации Слюдянского района состоялось совещание по данной теме со всеми заинтересованными лицами: представителями всех муниципальных образований, отделений и филиалов федеральных структур нашей территории. На нем присутствовал Александр Геннадьевич Гоголев, временно замещающий должность начальника управления губернатора и правительства Иркутской области по региональной политике; в онлайн-формате в нем приняла участие и Зоя Андреевна Масловская, исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, член Совета ассоциации. А.Г. Гоголев, выступая перед собравшимися, сказал, что «мы приехали к вам, чтобы услышать все ваши «за» и «против», ваши страхи и сомнения, ответить на ваши вопросы и отработать те вопросы, на которые на этом совещании ответы не будут найдены.
 
В принципе, на этом совещании все малые поселения – Быстринское, Новоснежнинское, Портбайкальское высказались за объединение в единый муниципальный округ, и по финансовым соображениям, и по соображениям исполнения полномочий.
Осторожно по поводу объединения в единый муниципальный округ высказались главы Утуликского и Култукского муниципальных образований.
 
Они, скорее, за существующее устройство (район и поселения), и ничего менять не хотели бы: есть и самостоятельность, и в то же время существенная финансовая помощь со стороны администрации района, особенно в последние года три. «Нас не обижали, в этом объеме хотелось бы работать и дальше», – Утулик. «Вопрос сложный, мы против, учитывая опыт (выделения районом финансирования поселениям) прошлых лет», – Култук.
 
Конечно, хорошо, что в последние пару-тройку лет район выделяет значительно больше средств поселениям – в 5-6 раз, а то и больше. Например, если в 2016 году Слюдянское муниципальное образование получило из района всего 5 млн, то в последующие три года – 100 млн, то есть где-то по 30 млн. в год. «Это то, о чем я постоянно говорил, будучи главой Слюдянского муниципального образования, – говорит мэр А.Г. Шульц, – что поселения на исполнение своих полномочий должны были получать из бюджета района больше средств. И будучи руководителем района, я стараюсь такие средства поселениям выделять. Закон вполне позволяет и сейчас выделять поселениям деньги на уровне 2016 года, но правильный подход к делу, скрупулезная работа с документами позволяют находить реальные деньги и увеличивать лимиты на поселения».
 
Осторожничает и Слюдянское муниципальное образование, судя по выступлениям главы В.Н. Сендзяка и председателя Думы А.В. Тимофеева. Владимир Николаевич считает вопрос недостаточно проработанным. Реформа запущена... но территории должны быть готовы к этому единодушно... многие останутся без работы… не вижу положительных моментов… есть вопросы по бюджетной обеспеченности…
 
От представителей Слюдянского муниципального образования даже поступило предложение рассмотреть такой вариант: Байкальский городской округ, Слюдянский городской округ, а все поселения объединить в Слюдянский муниципальный округ.
 
Но в данном случае реформа теряет смысл, ибо малые поселения самостоятельно существовать не смогут, парировали представители области Александр Геннадьевич Гоголев и Зоя Андреевна Масловская. Зоя Андреевна вообще не поняла страхи Слюдянки. Александр Геннадьевич ещё раз акцентировал свое внимание на том, что администрации в поселениях остаются. Да, сокращение будет, но щадящим, 75-80 процентов специалистов администраций останутся работать: кто-то же должен обеспечивать жизнедеятельность на местах.
Да и Слюдянке ли бояться быть локомотивом для территорий района?..
 
Много ещё было других вопросов, касающихся исполнения различных полномочий. Почти двухчасовые дебаты приостановил А.Г. Шульц: вопросов много, разговоров много, надо все осмыслить, реформа неизбежна, нам надо жить вместе.
Ольга Николаева.