№27_(9668)_от_9_июля_2020

• В колонке на 1-ой •
 
О режиме ЧС
В связи с ростом лесных пожаров на территории региона, неблагоприятным прогнозом погодных условий, возникающей угрозой населенным пунктам и объектам экономики, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения области с 3 июля введен режим чрезвычайной ситуации в лесах.
 
На период его действия введен запрет на посещение гражданами лесов; запрет на въезд в леса транспортных средств за исключением средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; запрет на проведение в лесах видов работ, относящихся к группировке 02 «Лесоводство и лесозаготовки» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
 
Уважаемые жители  и гости нашего района, помните, что ПОЖАР ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ПОТУШИТЬ! При обнаружении пожара немедленно сообщайте об этом по телефонам:
Единый  телефон спасения –112.
С.А. Долгушина, 
зам. главного госинспектора
Слюдянского района по пожнадзору.
***
Сейсмособытие на Байкале
6 июля в 19 часов 54 минуты в акватории озера Байкал, на границе Иркутской области и Бурятии произошло землетрясение.
 
Эпицентр находился в 25 км северо-восточнее п. Выдрино, а именно - 51,67 градусов широты и 104, 57 градусов долготы. По данным Байкальского филиала Единой геофизической службы РАН, в эпицентре интенсивность подземных толчков составила 6,2 балла. Больше всех землетрясение почувствовали в Выдрино и Байкальске. В Байкальске сила толчков составила 4–5 баллов; Иркутске, Ангарске, Шелехове, Большом Луге, Танхое, Выдрино – 4 балла; Утулике, Мотах, Мельничной Пади, Молодежном – 3–4 балла; Улан-Удэ – 3 балла.
Наш корр.
***
Туристка нашлась
Сотрудники полиции, МЧС России, волонтеры в течение двух суток разыскивали без вести пропавшую Оксану Сову, которая 4 июля ушла от группы туристов в районе Метеостанции на озере Сердце в Слюдянском районе. Предварительно выяснилось, что фитнес-тренер сошла с тропы и заблудилась. Несколько дней она находилась в гористой местности и самостоятельно не могла выбраться к людям. 7 июля поисковый отряд с женщиной вернулся в базовый лагерь.
Наш корр.
***
Сессия ШЭПР в Байкальске
Летняя сессия «Школы экологического предпринимательства» (ШЭПР) пройдет в Байкальске с 13-го по 16 августа. Она будет посвящена преодолению кризиса, поиску свободных ниш, объединению ресурсов и кооперации. К участию в сессии приглашают начинающих и уже действующих предпринимателей, заинтересованных в запуске и развитии своих бизнес-проектов в Байкальском регионе.
«Сибирские новости».

• 8 июля - День семьи, любви и верности •

Медаль «За любовь и верность»
Ежегодно, начиная с 2008 года, 8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности. Лучшим семьям страны вручают общественную награду – медаль «За любовь и верность».
 
В нашем районе в этот замечательный праздничный день 8 июля заместителем мэра Слюдянского района по социально-культурным вопросам Татьяной Николаевной Усачевой, главой Новоснежнинского сельского поселения Любовью Васильевной Заиграевой и старшим инспектором отдела по Слюдянскому району службы ЗАГС Юлией Сергеевной Овчинниковой в торжественной обстановке вручена медаль «За любовь и верность» семейной паре из Новоснежной – Макару Кузьмичу и Фекле Дмитриевне Гусляковым.
 
Такой медалью награждаются граждане – супруги, получившие известность среди сограждан крепостью семейных отношений, основанных на взаимной любви и верности, а также добившиеся благополучия, обеспеченного совместным трудом, воспитавшие детей достойными членами общества.
 
Семья Гусляковых – как раз из этой категории граждан. Это очень крепкая, дружная, сплоченная семья, в которой царят любовь и верность, ценятся семейные традиции. Благодаря своему чувству эта прекрасная пара проживает совместно 65 лет.
 
Макар Кузьмич родился в Мухоршибирском районе. В их многодетной семье воспитывалось 7 братьев и 5 сестер, мать была домохозяйкой, а отец трудился разнорабочим на золотодобывающем прииске. Окончил 5 классов и пошёл работать разнорабочим на золотодобывающую шахту «Баргузин» в Баунтовском районе, ему было всего 12 лет. В армию его не призывали, так как у него была бронь. В 1955 году Макар Кузьмич познакомился со своей будущей женой Фёклой Дмитриевной; в 1956 году они зарегистрировали брак. В 1959 году Макар Кузьмич и Фёкла Дмитриевна приехали на постоянное место жительства в красивейший поселок у озера Байкал под названием Выдрино. Там он проработал механизатором в строительстве до самой пенсии. Через месяц после приезда в Выдрино супруги с маленькой дочерью Верой приобрели дом в посёлке Новоснежная Иркутской области, который располагается через мост от посёлка Выдрино Республики Бурятия. В нём и проживают по сей день.
 
За время брака много всего было и хорошего, и плохого, но главными в этой семье стали взаимопонимание, терпение и бережное отношение друг к другу. Самое большое счастье для них – это три дочери. Старшая, Вера, работает в селе Выдрино бухгалтером ЖКХ; средняя, Ольга, проживает в Бурятии, Кяхтинский район, там же занимается предпринимательством; а младшая, Марина, проживает в Байкальске, работает в детском саду воспитателем. Главное для супругов Гусляковых – чтобы их дочери всегда оставались доброжелательными, отзывчивыми, любящими своих родителей, дарящими им всю свою любовь. Семья Гусляковых в родном поселке пользуется почетом и уважением. Большую радость бабушке и дедушке приносят восемь внучат: Ольга, Настя, Андрей, Екатерина, Елена, Наталья, Марина, Галина и тринадцать правнуков.
 
Секрет их дружной семьи очень прост: супруги считают, что нужно всегда уважать, поддерживать и помогать друг другу. Их отношение к труду, взаимопонимание, чуткое отношение к близким – образец для всех, кто с ними знаком.
Наш корр.
На фото:
в центре Фекла Дмитриевна и Макар Кузьмич Гусляковы.
 

• Наши праздники •

Поздравляем
Уважаемые работники и ветераны почтовой связи! Сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем Российской почты!
 
Почта – один из старейших видов связи и выполняет не только основную историческую обязанность – доставку почты, но также предоставляет информационно-коммуникационные услуги. Как бы ни менялись времена, основным условием успешной и качественной работы отрасли являются сотрудники, которые заслуживают искренних слов благодарности за нелегкий и такой необходимый людям труд. Крепкого вам здоровья, счастья и благополучия! Пусть новости, которые вы приносите людям, всегда будут хорошими! С праздником!
А.Г. Шульц,
мэр Слюдянского муниципального района.
А.В. Николаев,
председатель Думы Слюдянского муниципального района.

• Область •

Состоялся Координационный совет
по развитию туризма
В Иркутской области состоялось первое заседание Координационного совета по развитию туризма. 3 июля его провел глава региона Игорь Кобзев. Инициатива создать совет при губернаторе Иркутской области поступила от предпринимательского сообщества во время первой встречи руководителя региона с активом Торгово-промышленной палаты (ТПП) Восточной Сибири. Работа в таком формате не проводилась в Приангарье с 2009 года.
 
В состав совета вошли представители органов власти всех уровней и общественных организаций, среди которых ТПП, «Деловая Россия» и «Опора России», Сибирская Байкальская ассоциация туризма, ассоциация гостиничной индустрии «Пять звезд».
 
– Туристский потенциал региона в полном объеме не задействован: отрасль формирует лишь 0,7% валового регионального продукта. При этом большой удар по развитию внутреннего туризма нанесла пандемия коронавируса. Эту ситуацию мы должны использовать для переориентации рынка туристических услуг. Важно сконцентрировать усилия по развитию в регионе туристской, транспортной и обеспечивающей инфраструктуры. Параллельно должна вестись работа по минимизации ущерба экосистеме Байкала. Все предпосылки к этому есть, – сказал врио губернатора.
 
В соответствии с поручением главы региона актуализирован раздел «Туристско-рекреационный комплекс» проекта Стратегии социально-экономического развития региона. Обновлены статистические и плановые показатели. Стратегической целью на ближайшие пять лет определено увеличение туристско-экскурсионного потока в Иркутскую область к концу 2024 года на 80% – до 3,1 миллиона человек.
 
Как рассказала руководитель регионального агентства по туризму Екатерина Сливина, основная задача Координационного совета – выработка принципиально новой стратегии развития отрасли и подходов к организации высокодоходного туризма на прибайкальских территориях. Кроме того, необходимо подготовить конкретный перечень мероприятий (дорожную карту) по таким направлениям, как инвестиции и меры поддержки приоритетных туристских проектов, развитие инфраструктуры и обеспечение транспортной доступности, формирование регионального турпродукта и его качество, эффективное управление и правовое регулирование, брендинг и продвижение территории. Требуется также уделить внимание использованию новых технологий в сфере туризма и подготовке кадров.
 
Стратегию развития туризма в Иркутской области до 2036 года и конкретный перечень мероприятий по ее реализации планируется разработать и утвердить до сентября этого года. До конца декабря будет осуществляться оперативный мониторинг отрасли и выявление проблемных вопросов.
Пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области.
 

• Слюдянка •

Киоски закрыты.
Где купить прессу?
В «Славное море» пришло письмо от жителя Слюдянки В.И. Богомолова. Виктор Иванович, в частности, пишет: «По просьбе нескольких десятков жителей Слюдянки вынужден обратиться к властям города и района. Дело в том, что на автостанции закрылись два киоска, продававшие центральные и областные газеты, журналы и другую интересную и полезную печатную продукцию. Пенсионеры-дачники возмущены тем, что в городе нет нормальной возможности купить вышеупомянутую прессу. Осталась одна «точка» – почта в центре города, но там часто просто огромные очереди. Хорошо, хоть районные газеты можно купить в разных павильонах города и района.
 
Прошу рассмотреть проблему и дать ответ через газету».
 
Наш корреспондент проверил всё, что изложил Виктор Иванович Богомолов, – всё правильно. Что видно на фото.
 
Фото
Владимира Полторадядько.
Киоск «Иркутскпечать» закрыт.
 
 

• Дела коммунальные •

В канализацию
бросают всё, что угодно.
Даже топят в унитазах котят и щенят…
В ночь с пятницы на субботу в Слюдянке произошла авария – центр города и микрорайон Рудо остались без воды. Корреспондент «Славного моря» попросил заместителя главного инженера ООО «УКС» Д.А. Устинова рассказать о том, что произошло.
Д.А. Устинов.
– Наши работники, начиная с четверга, 2 июля, заметили неполадки в функционировании задвижки, расположенной на центральном коллекторе, – на территории старых очистных. Началось переполнение канализационных стоков, они в небольшом количестве вышли на рельеф. Мы быстро подключили помповое оборудование, чтобы перекачивать с одного колодца в другой. И мы планировали с пятницы на субботу с 5 до 7 часов  отключить водоснабжение, чтобы канализационные коллекторы не наполнялись. По плану в 7 часов достаем задвижку, ремонтируем, собираем ее и, по возможности, достаем засор. Затем  запускаем водоснабжение.
 
Однако при ремонте задвижки мы достали большую доску длиной около двух метров. Она перекрывала весь проход. Кроме того извлекли много разных тряпок, средства гигиены (прокладки). Там же мы находим в подобных случаях котят, щенят, даже собак, пластиковую посуду, консервные банки – всё, что угодно. Как показала практика, котят и щенят топят дома в унитазе. Это мы обнаруживали, когда проводились работы непосредственно рядом с домами на придомовой канализации. А более крупные вещи – доски, собаки, большие камни попадают в канализацию через колодцы. Люди, и видимо дети, творят эти безобразия.
 
Когда мы всё очистили-прочистили, стали собирать задвижку, обнаружили поломку в самой задвижке. Это большая запорная арматура диаметром 50 см, на ремонт ушло много времени, город оставался без воды. В итоге около 10 утра в субботу, 4 июля, мы смогли запуститься. Долго все заполнялось – около двух часов, но примерно к 13 часам вода появилась в центре и в Рудо. Сейчас всё работает нормально.
 
Хотелось бы, чтобы люди обращали особое внимание на пользование такой простой услугой, как канализация. На самом деле, все бывает очень непросто, когда жители многоквартирных домов относятся безответственно. Также есть вопросы к тем, кто открывает канализационные колодцы, сбрасывая туда всё, что угодно. Последняя авария – это итог такого отношения, а полгорода осталось без воды. Наше предприятие в аварийном порядке решало проблему… Надо бы поаккуратнее, люди добрые!
Подготовил 
Владимир Полторадядько.
Фото ООО «УКС»: та самая доска.

• Короткой строкой •

Область
Семинары для байкальчан
Фонд развития моногородов запускает серию образовательных онлайн-семинаров «Академия.web», которые пройдут для глав и предпринимателей из моногородов Сибирского Федерального округа.В рамках Академии участникам расскажут о новых мерах поддержки Фонда и о возможностях их применения на территориях.
 
«Моногородам стало доступно ещё больше мер поддержки Фонда: мы вместе можем работать по замене городского транспорта, улучшать ЖКХ, финансировать строительство и реконструкцию библиотек, школ детского творчества,  чтобы в городах появлялись новые «места притяжения» для жителей», - сообщила зампредседателя ВЭБ.РФ, гендиректор МОНОГОРОДА.РФ Ирина Макиева.
 
Напомним, среди новых мер поддержки - выдача займов лизинговым компаниям под 0% годовых, займов на концессионные, ГЧП и МЧП-проекты, софинансирование строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, поддержка индивидуальных предпринимателей.
Пресс-служба губернатора
и правительства Иркутской области.
***
Иркутск – город трудовой доблести
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 2 июля Иркутску присвоено почетное звание «Город трудовой доблести». Проект стелы в честь присвоения Иркутску этого звания – знак признания трудового вклада жителей города в Победу в Великой Отечественной войне - представят на всенародное обсуждение. Об этом главе Приангарья Игорю Кобзеву доложил мэр города Руслан Болотов.
 
Стелу предлагается установить к сентябрю на площадке между мемориалом славы «Вечный огонь» и памятником дважды Герою Советского Союза, генералу армии Афанасию Белобородову. 
– Почетное звание «Город трудовой доблести» – это заслуженная оценка подвига иркутян в годы войны. Знак того, насколько весомым оказался их вклад в достижение победы, дань уважения старшему поколению за их самоотверженный труд,  – отметил глава региона Игорь Кобзев.
Пресс-служба губернатора и правительства области.
***
Спортивным учреждениям разрешено работать с 3 июля
Такое решение принято 2 июля в ходе оперативного штаба по предотвращению завоза и распространения коронавирусной инфекции под председательством исполняющего обязанности губернатора региона Игоря Кобзева. Возобновить тренировочный процесс смогут члены сборных команд Иркутской области. Также начать работу смогут спортивные школы, конно-спортивные клубы, фитнес-центры и тренажерные залы.
 
Главное условие – соблюдение требований и рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции в учреждениях: проведение ежедневной термометрии для работников; обеспечение сотрудников и спортсменов кожными антисептиками; уменьшение пропускной способности учреждений; соблюдение социального дистанцирования; регулярное обеззараживание воздуха.
Пресс-служба губернатора и правительства области.
***
Социальные выплаты на карту «Мир»
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 №920 до 1 октября продлен переходный период, в течение которого пособия можно перечислять на карты иных платежных систем. Действие постановления распространяется и на выплаты социальных пособий Фонда социального страхования РФ: по временной нетрудоспособности (только в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации); по беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за ребенком.
То есть до 1 октября жители Иркутской области могут продолжить получать выплаты от ФСС на прежний счет. После указанной даты пособия будут перечисляться исключительно на карты «Мир».
Иркутское отделение Фонда социального страхования РФ.

• Краеведение •

Тункинский тракт
Дорога через Тункинскую крепость была первой дорогой, связывавшей Забайкалье с Иркутском в периоды межсезонья. Это была стратегическая дорога. По ней возили почту, по ней осуществлялась административная связь Иркутска с отдалёнными российскими окраинами. Наконец, по ней при необходимости отправлялись в дальний путь деловые люди. О государственном значении дороги говорили верстовые столбы, которые стояли вдоль тракта.
Тункинский тракт начинался с тропы первопроходцев, как, впрочем, и многие другие дороги в Сибири, и превратился в колёсную дорогу (частично) путём постепенного и многолетнего её улучшения, преимущественно самими местными жителями, без привлечения инженеров. В конце XVII в. иркутские власти следили за тем, чтобы монголы пользовались только прямой дорогой для проезда в Иркутск: через Тункинский острог, Култук, Моты, Введенщину. Другие пути от Тункинского острога по рекам Китою и Оке были строго настрого запрещены. Но к XIX в. колёсная дорога существовала только от Култука до Тунки. Дальше шла верховая тропа. С открытием в 1840-х минеральных источников Ниловой Пустыни дорога немного продвинулась до поворота к источникам. Со второй половины XIX века тракт считался важным в торговом отношении, поскольку по нему осуществлялся прогон скота из Монголии. В перспективе тракту придавалось большое значение и в промышленном отношении, как транспортной артерии в деле развития горнодобывающей промышленности (нефрит, золото), которая могла развиться в хребтах Восточного Саяна.
 
Русский посол Н.Г. Спафарий, возвращаясь в 1677 г. из Китая через Байкал, упоминает о вновь построенном Тункинском остроге и о поселившихся там 50-ти казаках. Н.Г. Спафарий сообщал также, что от этого места «дни три» есть озеро Косогол (Хубсугул) и кочующие там «шамальцы» говорят о существующей дороге в Китай. Отсюда следует, что в 1677 г. дороги по Тункинской долине в Забайкалье ещё не было. Это же подтверждается и письмом Н.Г. Спафария государю. Объясняя причину долгого молчания, он, в частности, писал: «…Ибо через Байкальское море водным путём из-за зимнего времени ехать нельзя, а сухим путём проходу нет. Оттого, что Байкал море ставится около крещения». «Сия дорога через Тункинский острог и Култушное зимовье к Селенгинскому идёт околицею, и притом весьма гориста и не жилая, и не прочищена, через многие болотные места, так что за нужду только на лошади проехать можно. Того ради, по оной купцы редко ездят, а больше они купечество своё так располагают, чтобы водяным путем отправляться им можно было».
 
Тракт от села Култук по долине речки Култучной, миновав в четырёх верстах Синюхину гору (Синий камень), устье речи Култучный Ильчи, мостом переходил речку Култучную и с правого берега круто поднимался в гору. Гора называлась Шаманская. Начинался водораздел Иркута и Байкала. На вершине Шаманской горы ещё в середине XIX века был виден бугор, на который каждый проезжающий, особенно в первый раз, должен был в виде жертвы бросить ветку. По преданию, там была могила шамана. Рассказывали, что беременная бурятка всегда объезжала это место стороной.
 
Пересекая в 1865 г. речку Култучный Ильчи, П.А. Кропоткин оставил такую запись в своём дневнике: «Тут спорный вопрос: не было ли это ложем Иркута». Н. Бакшевич, описывая Иркут в 1853 г., впервые обратил на это внимание и находил удобным, но не выгодным прорвать верховье Култучного Ильчи и направить по нему и речке Култучной реку Иркут в озеро Байкал.
За перевалом в Ильчинскую падь дорога спускалась к речкам Быстрым. Большую и Малую Быструю пересекали в брод. В малую воду никаких сложностей эта переправа не вызывала. Недоступной переправа становилась в сильный дождь и в более в затяжное ненастье. Предстояло пережидать несколько часов, а бывало и несколько суток, пока спадала вода. Если ненастная погода заставала путника в дороге, то лучше было переждать осадки в Култуке. Проблематичным было пересечение речек и в половодье. П.А. Кропоткину, например, пришлось ночевать перед речками. У села Торы была переправа на карбазе на левый берег Иркута с помощью вёсел, но без каната. Переправа была опасна в высокую воду. После переезда через Иркут начинался подъём на террасу и въезд в Гуджиры. Далее дорога тянулась по отрогам гор. Переваливая Бычью гору, подъём в которую был всегда весьма труден, дорога спускалась в падь Еловку, откуда вступала в Тункинскую долину. Горы раздвигались, перед взором открывалась обширная степь, на которой, на берегу речки, расположился центр местного края – село Тунка.
 
Во время изучения окрестностей Байкала и следования по местным трактам у многих исследователей и путешественников, ввиду длительности и монотонности путешествия, рождались весьма любопытные мысли. О планах инженеров путей сообщения мы говорили ранее. Теперь пришло время привести соображения инженера, чиновника Главного Управления Восточной Сибири Д.И. Романова, того самого, который разработал несколько проектов железной дороги в Сибири. Его мысли коснулись двух очень интересных в то время моментов: строительства в Сибири железной дороги и направления вод Иркута в Байкал.
 
В 1858 г. Д.И. Романов писал: «Конечно, в настоящее время, когда ещё не существует даже тележной дороги из Иркутска в Забайкалье, несвоевременно задумывать какие-либо каналы и искусственные водяные пути. Но так как река Иркут ниже Ильчинской долины «спирается» отвесными утёсами в узкое и извилистое ложе, наполненное большими порогами, то сплав по ней к Иркутску удобен только для поселений, находящихся в низовье реки, там, где пороги кончаются, именно начиная со станции Моты. Население же верхнего течения Иркута лишено этой выгоды, и Ильчинская долина представляется для этой части единственным удобным путём сообщения и с озером, и с Иркутском. Поэтому, когда увеличится пароходство и улучшится судоходство по Байкалу, когда осуществится проведение железной дороги, или даже и хорошего шоссе из Иркутска в Забайкалье, каковые пути, вероятно, не минуют селения Култук, тогда вероятно усилится потребность и в сообщении верхнего Иркута и с озером, и с новым сухопутным сообщением. Тогда можно будет, не отводя всей реки в Ильчинскую долину, прорыть по ней канал и ниже его запереть реку Иркут шлюзом, чтобы получить возможность, смотря по необходимости и уровню воды, или, открыв шлюз, позволять реке течь по естественному руслу в Ангару, или, заперев шлюз, направлять воду её по Ильчинской долин в Байкал. В таком случае жители и верхней, и нижней части Иркута не будут лишены возможности сплавлять свои произведения вниз по реке, и, кроме того, байкальской рыбе откроется по ильчинскому каналу свободный ход в реку Иркут. Вероятнее же всего, то, что с улучшением сообщения от Култука до Иркутска по Ильчинской долине проложится сухопутная дорога от реки Иркута до Байкала вёрст в 20 длиной, по которой будет производиться сообщение верхнего Иркута  с озером и с Иркутском. В таком случае на берегу Иркута, при устье Ильчинского ключа или реки Большой Быстрой, вероятно, образуется поселение, от которого будет начинаться удобная сухопутная дорога до Байкала».
 
Ильчинская долина, кроме сказанного, представлялась особенно важной при рассмотрении возможности проведения железной дороги от Иркутска в Забайкалье. Во времена Д.И. Романова уже часто говорили, что устройство этой дороги должно последовать в недолгом времени. О разрешении на строительство дороги в 1857 г. просил американец Коллинз. Наконец, Сафронов в «Северной Пчеле» «тиснул проект» железной дороги через киргизские степи и всю Сибирь до Амура, в котором упоминал, что путь этот, коснувшись в Селенгинске берегов Байкала, привлёк бы к себе «всю производимость» Северной Сибири. Д.И. Романов «поздравляя г. Сафронова с подобным знанием географии Сибири» считал нелишним подумать заранее «до какой степени возможно и с какими трудностями сопряжено проведение железной дороги от Иркутска кругом Байкала». В гористой стране, какой являлась здесь местность, самой главной задачей при проведении железной дороги считалось то, чтобы уклоны её были не большими, а именно не более четырёх саженей на версту, и чтобы повороты были не крутыми, а именно радиус их был не менее 300 саженей. Все существовавшие с 1781 г. проекты Кругоморских дорог и производившиеся с того времени изыскания приводили к заключению, что самое удобное направление для Кругобайкальской дороги было, по мнению Д.И. Романова, предлагавшееся в 1838 г. А.В. Пятницким, а именно по юго-западному берегу озера (по корге) от Култука до Посольска. Д.И. Романов считал, что этим же направлением пойдет и будущая железная дорога, которая по ровной местности не встретит ни крутых подъёмов, ни крутых поворотов. Кряж гор, отделяющих Забайкалье от Байкала, она пройдёт по готовому уже «дефиле», – по долине реки Селенги, по существовавшему почтовому тракту от Посольска до Верхнеудинска. Устья больших речек, впадающих в Байкал, по собранным А.В. Пятницким с 1823-го по 1841 гг. сведениям, удобны для оседлой жизни и земледелия, местоположение здесь преимущественно ровное, без больших возвышенностей, грунт глинистый, песчаный и хрящеватый, и везде есть под рукой все нужные материалы: строевой лес, камень, песок и прочее. Что же касается до горных речек, которые дорога пересекала в их устьях, то Д.И. Романов считал, что «при нынешнем состоянии мостовой архитектуры, и при условии сооружать мосты для железных дорог из железа, эти бурные потоки и рассказываемые про них ужасы могут быть страшны только для незнакомых с современным состоянием инженерного искусства». Точно так же можно было сказать и об утёсах, отвесно упирающихся в озеро, которые могли быть пробиты короткими тоннелями или взорваны порохом. Следовательно, согласно Д.И. Романову, вопрос о возможности без особых трудов проведения железной дороги «хотя бы и из Читы до Култука можно считать решённым». Оставалось только подумать о возможности проложения её от Култука до Иркута.
Д.И. Романов считал удобным направление дороги от Иркутска до Байкала по долине реки Иркут, по ровной низменности правого или левого берега. До деревни Моты дорога могла быть быть доведена беспрепятственно, а оттуда требовалось изыскать удобные направления для перевала через горы к селу Култук на берегу Байкала. Следовательно, главная и самая трудная задача при выборе направления для железной дороги из Иркутска до Читы – на участке между селом Моты на Иркуте и селом Култук на Байкале.
 
Казалось бы, проще всего было продолжать дорогу от села Моты вверх по берегу Иркута до устья Ильчинского ключа, и по Ильчинской долине повернуть её в долину речки Култучной. Но русло Иркута от Мот до Ильчи зажато отвесными скалами, у подошвы которых разработка узкого, в виде карниза, дорожного полотна не могла обойтись дёшево; кроме того, река делала здесь большую кривизну и извивалась крутыми зигзагами, так что для образования удобных поворотов дороги требовалось мысы пробивать тоннелями. Вместе с этим, расстояние между Иркутском и Култуком увеличилось бы значительно и составило бы около 170 вёрст, вместо существовавшего по тракту расстояния в 98 вёрст. Д.И. Романов писал, что предложенное им «направление будет принято для дороги, вероятно, только в крайнем случае, когда изыскания покажут, что ближайшие перевалы через горы от Иркута к Байкалу потребуют слишком больших трудов для своей разработки».
 
Для сокращения расстояния Д.И. Романов надеялся, что могла быть найдена возможность обойти изгиб реки Иркут перевалом по долине его правого притока – речки Зазары. Д.И. Романов предлагал от деревни Смоленщина направить дорогу по долине речки Олхи и через вершины её перейти в бассейн Байкала. Но на эти все вопросы, поставленные Д.И. Романовым, ответы могли быть получены только после инструментальной съёмки местности.
 
II
Теперь возвращаемся к тракту. В.А. Обручев так описывал состояние тракта в конце XIX века: «Из Тунки по низменной и заболоченной местности, через три километра, перед Харибятами дорога переходила вновь на правый берег Иркута и без значительных спусков и подъёмов тянулась до Зангисанских речек. У Зангисана дорога поднималась на два неудобных и крутых кряжа. У Шимков долина Иркута сужалась, появлялся лес, местность изобиловала массой горных речек, которые пересекались частью бродом, частью мостами. Из Туранского караула дорога пролегала по глубокой котловине и шла дремучей тайгой, с множеством кряжей, спуски и подъёмы через которые были очень тяжелы. Дорога в некоторых местах тянулась по краю обрывов, в равнинных же местах она пересекала непроходимые болота. На этом участке около пятидесяти речек и «до сорока полумостиков и мостов». За Мондским станом дорога направлялась к Хинганскому перевалу.
«Сносная» дорога, по В.А. Обручеву, доходит до Шимков – последней станции на тракте. Дорога шла по местности «с такими чудесными пейзажами, что восхищённый путник не может налюбоваться роскошной растительностью, зубчатыми, вздымающимися к небу гранитными скалами и с ревом несущимися из их расселин потоками и виднеющейся вдали серебристой сверкающей поверхностью Байкальского озера». Однако, как уже говорилось, за Шимками радость внезапно обрывалась. Все следы цивилизации исчезали.
 
С 1870-х годов по Тункинскому тракту стали регулярно гонять скот из Монголии. Тракт на долгое время сделался скотопрогонной дорогой. В среднем в 1902–1906 гг. в год прогоняли 2 924 лошади, 21 052 крупного рогатого скота, 38 498 овец.
А. Хобта,
начальник подразделения
по сохранению исторического наследия ВСЖД,
кандидат исторических наук.
На снимках:
1.Тункинский тракт. У Култука. Утёс Синий Камень.
2. Тункинский тракт. Село Быстрая.
(Продолжение материала - в следующем номере).
 

• Актуально •

Выделены деньги на вывоз мусора.
Не видно особого рвения…
Прокурор Слюдянского района В.Е. Каримов рассказал корреспонденту «Славного моря» о положении дел с вывозом мусора в Байкальске и Слюдянке.
В.Е. Каримов:
– В марте текущего года судом было принято решение по нашему иску. Ответчик – администрация Байкальского городского поселения. Решением суда мы возложили на администрацию Байкальска обязанность прекратить прием мусора на 12-й карте и очистить ее. Там на данный момент скопилось более 600 тысяч куб.м мусора. Поскольку складирование мусора на карте №12 производилось в нарушение Федерального закона об охране озера Байкал, постановления Правительства РФ 2001 года, суд встал на нашу сторону. К этой проблеме также подключилось Правительство Иркутской области, которое предусмотрело в бюджете области субсидию для Байкальска в размере около 70 млн. рублей в 2020 году и 435 млн. рублей в следующем на вывоз мусора за пределы района, в данном случае на полигон близ Ангарска. Эту субсидию Байкальск должен был принять на основе софинансирования, причем понятно, что львиная доля в ней – это средства областного бюджета. Мы надеялись, что Байкальск оперативно отреагирует на появившуюся возможность, поскольку появились законные основания для решения проблемы утилизации мусора с 12-й карты. Вместе с тем администрация Байкальска неожиданно обжаловала решение суда, которое до настоящего времени не вступило в законную силу.
 
Хочу отметить, что депутаты Байкальска оперативно отреагировали на мое письмо, внесли соответствующие изменения в бюджет города, но заявку в Правительство области администрация Байкальска так и не отправила, ссылаясь на то, что решение суда не вступило в законную силу. А время идет. На выполнение всех необходимых публичных процедур (выбор подрядчика, заключение договора и т.д. ) уйдет не один месяц.
 
– То есть, подав апелляцию, администрация Байкальска отложила решение вопроса на неопределенный срок?
– Да. Я думаю, апелляционный суд оценит решение суда первой инстанции и, надеюсь, оставит его в силе.
 
– Не проще ли сейчас уже начать решать вопрос?
– Дело в том, что, как показала практика, альтернативы решению проблемы мусора на 12-й карте нет. Правительство выделило деньги и хочет, чтобы администрация Байкальска как можно скорее занялась вывозом мусора с несанкционированной свалки.
 
По Слюдянке. Мы разместили информацию о положении дел с вывозом мусора в Слюдянке и Байкальске на сайте областной прокуратуры. Две недели назад суд принял аналогичное решение по свалке в пади Талой, которая тоже незаконна, там нет разрешительных документов.
 
– На сегодня какое положение дел, Василь Елсурович?
– На сегодняшний дел собираемый мусор из Байкальска и Слюдянки вывозится в падь Талую, где грузится на грузовики и отправляется на полигон Ангарска. Таким образом, мусор, который образуется и собирается в эти дни, вывозится за пределы района. А тот мусор, который годами собирался и хранился на карте 12 в Байкальске и в пади Талой в Слюдянке, хранить здесь нельзя. В Слюдянке это 108 тысяч куб.м, в Байкальске, как я уже говорил, – более 600 тысяч. Для Слюдянки решение суда дает право вступить в соответствующую программу областного Правительства и таким же образом ликвидировать свалку.
 
Я надеюсь, что через 1,5 года достроят в Быстрой полигон и туда будет вывозиться мусор со всего района. Потому что возить мусор в Ангарск – весьма затратное дело. Что касается Байкальска, вопрос будет однозначно решен – но мы теряем время.
Подготовил
Владимир Полторадядько.
На фото автора:
В Талой свежий мусор сразу же грузят в грузовики
и везут в Ангарск. В день два грузовика вывозят
от 25 тонн мусора каждый. Бывает один или два рейса.

• Дополнительное образование •

Позади учебный год
Вот и прошел ещё один учебный год. Прошла волнительная пора экзаменов. Отзвенел последний звонок. Этот учебный год в Слюдянской школе искусств был, как всегда, насыщенным. 184 учащихся приняли участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, концертах муниципального, регионального, международного и всероссийского уровней.
Продолжили работу творческие коллективы школы, имеющие звания «Народный» – ансамбль народных инструментов «Байкальский серпантин», ансамбль танца «Глубинка». Эти коллективы хорошо знают не только в Слюдянском районе, но и в Иркутской области и других районах Сибири. Ансамбль «Байкальский серпантин» в сентябре 2019 года приглашали для участия в праздничном мероприятии, посвященном дню рождения Иркутской области, которое проходило в театре имени Загурского. Много восторженных и добрых слов благодарности было сказано в адрес участников ансамбля после выступления.
 
В этом учебном году школа подарила жителям города прекрасный концерт «Мелодия надежды», посвященный юбилею знаменитого российского композитора, народной артистки СССР, необычайно энергичной женщине А.Н. Пахмутовой. Стало уже доброй традицией участие детей и преподавателей в благотворительных акциях с целью помощи тяжелобольным людям и детям-инвалидам Слюдянского района. 15 декабря 2019 года ансамбль «Глубинка», преподаватели и ребята музыкального и художественного отделений школы приняли участие в благотворительном концерте «От сердца к сердцу». Все концерты прошли при аншлаге, имели огромный успех у зрителей и запомнились теплотой и искренностью.
 
И так каждый год. За всем этим стоит огромная работа преподавателей школы и учащихся.
А с 6 апреля из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19) во всех муниципальных бюджетных образовательных учреждениях на территории Слюдянского муниципального района вводится дистанционное обучение. На обучение с использованием дистанционных технологий переходит и наша школа. А как сложно обучить ребенка искусству игры на музыкальных инструментах, хореографии без непосредственного общения ученика с преподавателем… Много сил, терпения, выдержки и времени пришлось затратить преподавателям и учащимся школы, чтобы, несмотря на все трудности, успешно завершить учебный год. Два проекта школы размещены на Инновационной площадке развития школ искусств Иркутской области:  6 мая – «Детские школы искусств Иркутской области – празднику Победы!» – «75 лет Победы!» и 1 июня – «Презентация экзаменационных работ выпускников детских школ искусств Иркутской области 2020 года».
 
С 19-го по 24 мая в школе прошли выпускные экзамены. Все учащиеся сдали выпускные экзамены (итоговую аттестацию) на «хорошо» и «отлично». Это замечательный итог всей работы нашего педагогического коллектива. Хочется выразить слова огромной благодарности преподавателям за профессионализм и творческое отношение к работе.
 
Время не стоит на месте. Всё когда-то заканчивается, заканчивается и волшебная пора познания прекрасного в нашей школе искусств. 25 мая прошла торжественная линейка в дистанционном режиме. Грамотами и благодарственными письмами отмечены лучшие учащиеся.
 
 
В этом году 38 учащихся успешно окончили нашу школу. Трое из наших выпускников поступают в Иркутский областной музыкальный колледж имени Ф. Шопена. Так продолжается трехступенчатая система образования: школа – суз – вуз. То есть эти ребята уже определились со своей будущей профессией, они собираются посвятить свою судьбу служению искусству. Значит, наш труд не прошёл даром, значит, мы смогли зажечь в сердцах детей искорку любви к нашему делу, к творчеству. Эти девушки – наше продолжение.
 
Детская школа искусств не только прививает любовь к прекрасному, дает детям возможность развивать свои способности в области искусств, а некоторым и старт в будущую профессию. Кто знает, может, и из стен нашей маленькой обители искусства выйдут будущие музыканты, художники, танцоры… Но все они, безусловно, будут, прежде всего, хорошими людьми.
 
Мы в это искренне верим и гордимся своими выпускниками.
Е.И. Святенко,
директор ДШИ г. Слюдянки.
Рисунки:
Верхний: Ксения Пушкарева, 14 лет, живопись, гуашь. Морское путешествие.
Нижний: Ксения Грецкая, 13 лет, графика, акварельные карандаши.Хранители сокровищ.