Минька колет лед Байкала

 

• К 90-летию Слюдянского района •
 
«Минька» колет лед Байкала
Самый маленький ледокол в мире курсирует у истока Ангары
На берегу Байкала у самого истока Ангары стоит поселок Порт Байкал. В прошлом осталась его заметная роль в народном хозяйстве страны как крупного транспортного узла, в котором пересекались Транссибирская железнодорожная магистраль и водные маршруты по Байкалу. Зато сейчас возрастает значение Порта Байкал как крупного историко-культурного центра. Поселок, по сути, представляет собой большой музей под открытым небом.
Между двух берегов
Важная особенность Порта Байкал в том, что он отрезан от автомобильных магистралей. Это дает возможность уберечься от дикого туризма, которым грешат автомобилисты. Попасть в Порт Байкал можно двумя путями — водным и железнодорожным. И оба эти маршрута ценны с исторической точки зрения. (Хотя знатокам известны и более экстремальные пути в Порт Байкал... - Редакция).
 
Первый — более простой. От Листвянки, где можно воспользоваться паромной переправой через исток Ангары до Порта Байкал. Причал находится рядом с Лимнологическим музеем. Правда, никаких табличек или вывесок, которые сообщали бы о том, что отсюда можно переправиться на другой берег, ни на автомобильной трассе, ни на самой пристани нет. Паром «Байкальские воды» совершает в Порт Байкал от трех до шести рейсов в день в зависимости от времени года. В зимний период осуществлять навигацию ему помогает ледокол «Минин».
 
Это самое маленькое судно ледокольного класса в мире. В народе его за маленькие размеры любовно прозвали «Минька». Также это один из самых старых действующих кораблей на Байкале. Кстати, свое название он получил не в честь героя войны 1612 года, а в честь командира одного из красных отрядов, которые в 1917 году установили советскую власть в Листвянке.
 
Задача «Минина» заключается в том, чтобы в период зимней навигации освободить путь для «Байкальских вод» ото льда. Он сбивает кромку на границе ледяного покрова Байкала и полыньи в истоке Ангары, чтобы паром мог свободно подойти к пристаням в Листвянке и Порту Байкал. Так «локтем к локтю» эти два судна и работают.
 
Когда плывешь на «Байкальских водах» через исток Ангары, даже при незначительном понимании исторического контекста и легком усилии воображения нетрудно представить, что стоишь на палубе не маленького судна, а огромного парома-ледокола «Байкал», который плавал здесь столетие назад. И этот корабль-гигант не пересекает узкое горлышко, через которое Байкал изливается в Ангару, а плывет между двумя берегами Великого Сибирского моря… А помогает «Байкалу» не маленький «Минька», а стройный красавец — ледокол «Ангара»…
Андрей Коршунов, «СМ Номер один».

Продолжение - в следующем номере).

На фото
Ледокол «Минин» название получил в честь командира одного из красных отрядов.