Байкалтур

 
Южное Прибайкалье - территория туризма
 
«Байкалтур». Заметки на полях
Несомненно, выставка туристических возможностей Иркутской области «Байкалтур» - грандиозное событие для нашего региона. И как каждое мероприятия подобного масштаба, оно многоуровневое, то есть наряду с представителями международного туризма (а в этот раз широко были представлены Китай, Корея, Монголия, которые предлагали не только туры для отдыха, но и медицинского направления разнообразного спектра), российского (Крым, Севастополь, Санкт-Петербург, Красноярск. Новосибирска, Приморского и Забайкальского краев и .т.д.) и областного на выставке экспонировались и туристические возможности муниципальных образований Прибайкалья, в том числе Слюдянского района.
 
Прямо при входе в центральном павильоне с 28 по 30 марта работал стенд, представляющий три территории Иркутской области, объединенных в туристический кластер «Байкальское созвездие», – Слюдянский, Иркутский и Ольхонский районы, плюс особую туристическую зону «Ворота Байкала».
 
В первый день за стойкой Слюдянского района выставлялись представители Байкальского муниципального образования, во второй - Слюдянского и в третий – Култукского и Утуликского. Кроме того, в эти три дня работало большое количество секций, на которых обсуждались многочисленные вопросы туристического бизнеса, в которых можно было принять участие.
 
Представителей нашего района можно было встретить на секции, где обсуждались вопросы кадрового сопровождения туристической отрасли. В частности, директору Байкальского техникума отраслевых технологий и сервиса М.Н. Каурцеву предоставлялась трибуна для актуальных вопросов подготовки кадров туриндустрии особой экономической зоны «Ворота Байкала». А представителей районного Управления социально-экономического развития больше интересовала площадка, где обсуждался алгоритм создания и продвижения туристического события, поскольку район взял направление на развитие событийного туризма. Я тоже с удовольствием послушала спикера Геннадия Шаталова, председателя правления ФГОС «Region PR», основателя Национальной премии «Russian Event Awards», Всероссийской туристической премии «маршрут года», Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир».
 
Очень увлекательно говорил, поневоле заражаешься вот этой его уверенностью, что можно сделать из любого события, такое, что оно будет интересно многочисленным гостям и туристам. Рассказывал о фишках различных фестивалей, привлекающих на них народ. Вот лишь некоторые из них.
 
Сейчас везде проводят Масленицу, в большей степени эти события местечковые, но есть такие, что привлекают огромное количество людей. Они едут, чтобы посмотреть на организованное действо, а то и поучаствовать в нем. Например, в Ярославле Масленицу проводят не в завершающие выходные масленичной недели, но и в выходные, которые ей предшествуют. И открывают её карнавальным шествием, а в течение недели проходят небольшие мероприятия. Основная же масса людей съезжается на открытие и закрытие этого праздника, которые проходят грандиозно по воскресеньям.
Другой пример - Алтайский край, где во время масленичных гуляний на ипподроме проходят конные бега, и в частности заезд троек, которые пользуются огромной популярностью.
 
Эти территории нашли свою изюминку… Слушая Геннадия Васильевича, я невольно стала проводить параллели с нашими, пожалуй, самыми крупными событийными мероприятиями: Байкальским клубничным фестивалем «Виктория» и Слюдянским фестивалем зимних волшебников «Ледяная сказка Байкала».
 
У «Виктории» была даже социальная миссия по возрождению города Байкальска. И кстати, первые фестивали тоже проходили неделю, точнее 8 дней, по принципу: в первые выходные – открытие, в последующие закрытие. Это было грандиозное мероприятие, которое, пожалуй, могло бы вырасти в фестиваль, привлекающих огромное количество гостей на нашу территорию в летний период. Но … наблюдая за фестивалем уже более 10 лет, можно лишь говорить о том, что постепенно это событие, как шагреневая кожа, сокращает свои масштабы и из разряда «на всю страну» (по крайне мере, такая попытка была) превращается – в событие местного уровня. Понятно, что поднять его и тем более удержать – непросто. Нужна команда единомышленников. А когда в товарищах согласья нет… Город Байкальск уже не одну предвыборную пятилетку сотрясают местечковые войны, и не всегда вновь пришедшие команды административных управленцев поддерживают идеи предыдущей.
 
Другая составляющая – финансы. Так как инициатором фестиваля являлась администрация города, то, скорее всего, решение денежных вопросов тоже ложиться на неё, а с отсутствием комбината и последующего в эти же годы экономического кризиса в стране найти финансы и в своем бюджете, и у спонсоров отнюдь непросто, вот и хорошее начинание стало угасать. Хотя, надо ему отдать должное: цена на клубнику теперь в Байкальске – заоблачная, а во время проведения фестиваля – и подавно. Да и в июле, когда идет клубника, отдых на Байкале, в районе Байкальска, наиболее привлекателен. Возможно, надо провести, так называемый, ребрендинг фестиваля, чтобы поднять его на должный уровень, ведь основа-то для него по-прежнему есть!
 
Зато в Слюдянском районе сейчас набирает обороты другой фестиваль – «Ледяная сказка Байкала». У него есть и прекрасная основа – байкальский лед и Байкальский Дед Мороз, и прекрасная идея, и поддержка области. Да и сам Байкальский Дед Мороз весьма активно работает на свой имидж.
 
Кстати, на выставке «Байкалтур», которая в этом году была посвящена отдыху на Байкале, он провел увлекательную викторину среди посетителей на знание Байкала, его флоры и фауны. Было весело, интересно, познавательно, увлекательно и полезно (к своему стыду, мы не так много знаем о Байкале).
 
Но вернемся к работе на выставке. Мы поинтересовались у Анастасии Валерьевны Усольцевой, начальника районного отдела по анализу и прогнозированию социально-экономического развития территории, насколько было полезно участие в семинаре о развитии событийного туризма.
 
Анастасия Валерьевна отметила, что Г.В. Шаталов является признанным экспертом в области событийного туризма, в том числе сказочного, и очень хотелось бы с ним побеседовать о нашем сказочном фестивале, главным действующим лицом которого является Байкальский дед Мороз. Шаталов отметил, что он следит в соцсетях за этим событием и может кое-что подсказать по поводу его проведения.
 
- Мы много работаем над событийным туризмом, но все-таки не хватает знаний, опыта, – говорит Анастасия Валерьевна. – И хотим видеть большое количество гостей на них, но пока этого нет, поэтому хотелось бы услышать мнение человека компетентного, может быть, даже пригласить его побывать на нашем мероприятии. Теорию слушаешь, вроде все так и делаем. Но насколько это интересно людям, проживающим на других территориях? Как и чем привлечь их к нам?
 
Несомненно, участие в семинарах очень полезно. Во-первых, можно услышать подтверждение, что мы идем в правильном направлении, а также услышать что-то новое, узнать, как действуют в той или иной ситуации другие, перенять опыт. Жаль, сегодня нет других участников от нашего района, которые должны были подъехать. Сообща проще доносить потом какие-то идеи, услышанные здесь, до нашего туристического сообщества.
 
- Кто на этот раз представлял Слюдянский район на выставке?
- Право представлять Слюдянский район на выставке было предложено администрациям поселений и представителям их туристического сообщества. Так, в первый день на нашем стенде был представлен Байкальск, в частности, музей природы Южного Прибайкалья, руководитель А.А. Гулин, и парк-отель «Белый Соболь» со своим ноу-хау: виртуальные очки, в которых в 3D формате можно было посмотреть рекламное видео «Горы Соболиной» и города Байкальска, заснятое с квадракоптера. На другой день Т.Ю. Русских представляла историко-минералогический музей в Слюдянке (кстати говоря, Татьяна Юрьевна очень творчески подошла к возложенной на нее миссии и привнесла в оформление стенда изюминку, презентовав работы творческих объединений Дома детского творчества г. Слюдянки и семейного клуба «Вдохновение»), а также работали представители Култукского туристического комплекса «Байкальский Рай». В завершающий день район представлял комплекс «ТракСтоп38» в Култуке, презентующий свой объект многофункционального дорожного комплекса и проект горного маршрута, который будет начинаться от него - дорогами Великого чайного пути. Кстати, в этом году планируется открытие тропы. В этот же день Утуликская администрация представляла туристической потенциал своей территории.
 
Хочется заострить внимание на том, что право принять бесплатное участие в выставке от стенда Слюдянского района предлагается всем представителям туристского сообщества, призываем всех к активному сотрудничеству на следующий год.
В завершение добавим, что на «Байкалтуре» состоялась и презентация карты отдыха «Южное Прибайкалье», выпущенная администрацией района совместно с туристическим бизнессообществом, о которой мы рассказывали в прошлом выпуске нашей газеты.
Ольга Николаева.